Игровая технология в обучении и развитии детей в условиях предшкольной подготовки

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

“Игра – один из видов деятельности, значимость, которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений…и служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей”.
Г.М. Коджаспирова

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей, творческого отношения к жизни каждого ребенка, внедрение инновационных программ, реализацию принципа здоровьесберегающего гуманного подхода к детям.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает учебный процесс эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

В программе обучения и развития детей 5,5–6 лет. “Предшкольная пора” Н.Ф.Виноградовой четко определен спектр целевых ориентаций педагогических игр:

  • дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
  • воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • развивающие – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные.

Одним из приоритетных направлений в деятельности по реализации программы “Предшкольная пора” Н.Ф.Виноградовой стала подготовка к здоровому образу жизни на основе применения игровой технологий.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Место и роль игровых технологий в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры как педагогического феномена:

  • Развлекательная: Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
  • Коммуникативная: игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
  • Самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
  • Игротерапевтическая: игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  • Диагностическая: игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое “поле самовыражения”.
  • Коррекционная: при соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
  • Межнациональная коммуникация: Игры – национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
  • Социализация: эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Технология проведения игры:

1. Подготовка игры:

  • Тема.
  • Учебные цели.
  • Предложение основы для составления модели.
  • Определение состава участников игры, распределение ролей.
  • Проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.

2. Проведение игры:

  • Разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).

3. Подведение итогов игры:

  • Время.
  • Общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности.
  • Рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).

Взрослые должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мыщечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. Особое значение они имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Опыт последних лет подсказывает, что традиционная система занятий с детьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья, недостаточна для реабилитации. Поэтому разумно включать в учебные занятия профилактические и коррекционные оздоровительные игры в зависимости от вида заболевания.

Следует учитывать, что дети в возрасте 5,6–6 лет в силу своих психофизических особенностей правила игры не воспринимают как закон, поэтому для них особенно важно проводить сюжетные игры и физические упражнения (согласно программы “Предшкольная пора” Н.Ф.Виноградовой).

Действуя согласно сюжету игры, дети учатся своевременно реагировать на определенные сигналы – звуковые и словесные. Эти ориентиры помогают ребенку выполнять игровую задачу, своевременно переключаться с одного действия на другое.

Оздоровительные игровые занятия, предложенные в пособии, рекомендуется использовать не только в процессе предшкольной подготовки, но и в старших группах детского сада, начальной школе для организации различных форм физического и психологического развития личности.

Приложение 1. “Подарки осени”

Приложение 2. “Вкусные и полезные продукты или Новые приключения Колобка”

Продолжение статьи смотреть в Приложении 3