Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса

Разделы: Начальная школа


В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

В последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Именно в моем классе наблюдается такая тенденция. До 1000 пропущенных часов по болезни за одну четверть. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2-3 часов у телеэкрана. А в выходные и каникулярное время практически целый день. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5–3 часов. Это продолжительное время ребенка в неподвижности , усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны – это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. В 6–7 лет ребёнок садится за школьную парту и нагрузки на его неокрепший организм возрастают. Чего стоит, например, просидеть целый урок, да не один, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников.

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?

В первую очередь – это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках. Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки. Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!

Гимнастика для глаз (Приложение 3)

Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1–2 минуты, но очень необходим ученикам.

Упражнения для кисти рук

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

Пальчиковая гимнастика. (Приложение 1)

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Самомассаж пальцев рук

Он оказывает положительное действие на функцию внутренних органов. Такой массаж можно делать в любое время и в любом месте, даже в транспорте. Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Например, массаж большого пальца повышает функцию деятельности головного мозга

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения (раздаю примеры на листочках)

Писчий спазм (Приложение 5)

Чрезмерное усердие ребенка может вызвать писчий спазм. Он вызывается хроническим переутомлением мышц предплечья.

Вот так постепенно мы дошли до усталого позвоночника, а он, наверное, устаёт быстрее всего. Дети не готовы сидеть подолгу за партой, выгибают спину дугой или буквой S, ложатся на парту и сразу видно, что требуется физминутка.

Упражнения для позвоночника

  1. Отдохнуть можно, превратившись в животных (раздаю примеры на листочках)
  2. Для того чтобы ваш позвоночник был здоров, регулярно делайте такую зарядку.

Упражнение 1.
Сядьте на стул, руки уберите за голову, сделайте вдох и прогнитесь назад, опираясь лопатками о спинку стула.
Делая выдох выпрямите спину. Упражнение необходимо повторить 3–5 раз.

Упражнение 2.
Встаньте прямо, руки опустите вниз.
Делая вдох, руки вытяните вверх, после чего выдохните и прогнитесь немного назад, опять вдохните.
Затем, руки необходимо опустить, наклониться вперед, округлив при этом спину и опустив голову и плечи, выдохните.

Упражнение 3.
Поставьте ладонь напротив своего лба и посильнее надавите лбом на нее, стараясь напрячь мышцы шеи. Упражнение нужно выполнять в течение 7 секунд.
Выполните 3 подхода.
После этого, надавите на ладонь затылком.
Также проделайте это упражнение 3 раза по 7 секунд.

Упражнение 4.
Напрягите мышцы шеи и надавите левым виском на левую ладонь, а затем сделайте то же самое, но в другую сторону. Упражнение необходимо выполнять 7 секунд.
Сделайте три подхода в каждую сторону.

Упражнения на релаксацию (Приложение 4)

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того, чтобы появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.

Предлагаю упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста. Упражнения можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут во время отдыха.

Расслабление мышц плечевого пояса. (раздаю примеры на листочках)
Расслабление и напряжение мышц корпуса (раздаю примеры на листочках)

Аурикулярный массаж для детей (Приложение 5)

Аурикула – ушная раковина

Такой массаж помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности . Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь. По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион ( зародыш человека) В перевернутом виде, т.е. мочка уха соответствует голове и по мере продвижения вверх к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности. Поэтому, воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки организуют около 18 зон. Каждая зона “контролирует” определенную систему человека. В том числе определенные зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти. Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти:

Рекомендуется массировать 4 зоны, указанные на рисунке

1 – Противокозелок
2 – Треугольная ямка
3 – Зона перехода ножки завитка в восходящую часть
4 – Самая глубокая часть раковины, воронка

Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще , чем через 5 часов. Например, чтобы разбудить утром весь организм, можно растереть уши. Не рекомендуется перед сном.!

Ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.

Дыхательная гимнастика (Приложение 2)

Дыхательной гимнастике специалисты придают большое значение. Насыщение кислородом благотворно сказывается на функциях отдельных органов и всего организма в целом. Приведу всего 3 дыхательных упражнения по В.Н.Васильеву.

  1. Очищающее ха-дыхание
  2. Энергетизирующее дыхание
  3. Стимулирующее дыхание.

Также я применяю точечный массаж (Приложение 5)

  1. Сегодня контрольная
  2. от простуды
  3. для профилактики простудных заболеваний

Комплексы упражнений, рекомендованные для уроков математики, письма, чтения.

Закаливание (Приложение 5)

Учеными обнаружены 9 активных зон, влияющих на реактивность организма, иммунитет и устойчивость его к различным внешним воздействиям.

Эффективен массаж стоп при хождении по массажному коврику. (Приложение 5)

А как же здоровье учителя?

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

На мой взгляд, пассивное отношение педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку роли их педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Проблемой сохранения и укрепления здоровья учителя является практическое отсутствие обеспечения этого направления в школе. Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, вооружиться методами самоанализа и саморегуляции.

Порой сами учителя безответственно относятся к своему здоровью. Следовательно, начинать работу по сбережению здоровья школьников, надо с повышения собственной культуры по сбережению здоровья. Занимаясь на уроках здоровьесбережением детей, мы и свое здоровье не ухудшим, и детское укрепим.

Библиографический список
К сожалению, список составить не могу, так как эту работу выполнила по результатам работы нескольких лет. Делала вырезки из журналов и газет, выписывала из медицинской литературы, в последнее время стала использовать и материалы интернета. Но в интернете не нашла полной работы с комплексами упражнений.