Методические рекомендации для преподавателей ДМШ в организации музыкально-теоретических олимпиад и конкурсов

Разделы: Музыка


Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков. Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивация. Одним из способов мотивации ребенка к учебной деятельности в музыкальной школе являются олимпиады, конкурсы, викторины и т.п. По исполнительским предметам проведение конкурсов возможно только после приобретения учеником определенного объема навыков и умений. По музыкально-теоретическим предметам возможно проведение олимпиад на любом этапе обучения.

В своей жизни каждый человек проходит несколько периодов психического развития. Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка. Предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б.Элькониным периодизация представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Период от рождения до окончания школы Эльконин разделяет на семь этапов:

  1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
  2. Раннее детство: от 1 года до лет.
  3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.
  4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.
  5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10 лет.
  6. Подростковый возраст: от 10 до 14 лет.
  7. Ранний юношеский возраст: от 14 до 16–17 лет.

Период обучения ребенка в музыкальной школе охватывает младший школьный, подростковый и ранний юношеский возраст. Каждый период развития имеет свои особенности. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией оперативно-технических возможностей ребенка.

В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное и длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Осуществляется переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Однако в начале данного периода восприятие еще не дифференцированно, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста очень высокая. Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представляет ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении.

Большую роль в развитии учебной деятельности в младшем школьном возрасте играет взаимодействие ребенка со сверстниками. При совместной работе со сверстника дети лучше усваивают учебный материал. В отношениях ребенок – взрослый, последний ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Равноправное общение ребенка со сверстниками обогащает опытом контрольно-оценочных действий и высказываний.

Учебная деятельность младших школьников тесно связана с игрой. В таком возрасте актуальность игры сохраняется, как и в дошкольном, но в характере ее происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата. Таковыми являются спортивные и интеллектуальные игры. Теперь она носит скрытый характер, т.е. происходит переход в плане внешних действий к играм в плане воображения. Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности. Тем не менее, для младшего школьника игровая деятельность очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. С помощью нее ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное значение. Она позволяет ребенку овладеть высокими общественными мотивами поведения.

Из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы, что в олимпиаде или конкурсе по музыкально-теоретическим предметам для детей младшего школьного возраста должны учитываться следующие особенности психики ребенка:

  1. Так как память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Идет интенсивное формирование приемов запоминания, уже на первых этапах обучения возможен такой вид деятельности как олимпиады и конкурсы;
  2. в младшем школьном возрасте восприятие у ребенка еще не дифференцированно, поэтому он иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Рекомендуется все задания излагаться в яркой, красочной и понятной для детей форме;
  3. в младшем школьном возрасте ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении, поэтому рекомендуется все задания олимпиады для учеников младших классов облачать в форму сказки;
  4. так как большую роль в развитии учебной деятельности в младшем школьном возрасте играет взаимодействие ребенка со сверстниками, возможно проведение командных олимпиад;
  5. из-за того, что для детей младшего школьного возраста сохраняется актуальность игры, рекомендуется олимпиады проводить в форме игр как подвижных, так и интеллектуальных.

Социальная ситуация развития человека в подростковом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, этот возраст занимает промежуточное положение между детством и юношеством. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения с взрослыми и сверстниками, претерпевает изменение уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Все физиологические изменения приводят к изменениям в поведении детей:

  • Сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.
  • Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации.
  • Увеличивается латентный (скрытый) период рефлекторных реакций. Замедляется реакция, ребенок не сразу отвечает на заданный вопрос, замедленно начинает выполнять требования учителя.
  • Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций.
  • Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо воспринимать аудиальную информацию.

Изменения на психологическим уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом: происходит перестройка памяти, начинает активно развиваться логическая и произвольная память, меняется отношение между памятью и мышлением. Для подростка вспомнить – значит мыслить.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает среди одноклассников.

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии, потеря душевного равновесия; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющий личностный смысл; самоопределение.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы.

  1. Так как обучение в музыкальной школе является дополнительным, а основная нагрузка происходит в общеобразовательной школе, для учеников подросткового возраста все олимпиады и конкурсы свести к минимуму. Однако нельзя отказываться от них совсем, так как они являются хорошим моральным стимулом к образовательной деятельности, в том числе и в музыкальной школе.
  2. Из-за ухудшения понимания материала, должен быть снижено количество абстрактных и ассоциативных заданий. Все вопросы должны быть и произнесены вслух преподавателем (или ведущим), и предоставлены участнику в печатном виде.
  3. Не следует ограничивать олимпиаду для учеников подросткового возраста во времени. Это связано с замедлением рефлекторных реакции подростков.
  4. Нецелесообразно проводить командные олимпиады для учеников-подростков, так как чаще всего ответ (не всегда верный) будет выдвигаться более активным учеником, а не учеником с более высоким уровнем знаний.

В раннем юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.

В этом возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое.

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания. Этому способствуют следующие факторы.

  • Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию.
  • В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. Юноши и девушки начинают погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, по-другому смотреть на мир, открывают новые чувства, красоту природы, звуки музыки, ощущения своего тела. Юность чувствительна к внутренним психологическим проблемам. Поэтому в этом возрасте человека уже начинает волновать психологическое содержание рассказа или музыкального произведения, а не только его внешний облик или событийный момент.
  • С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Люди рассматриваются с позиции их кругозора, умственным способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям.
  • Юношескому возрасту свойственно преувеличение свое уникальности, способностей, знаний, умственных возможностей.
  • Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний. Наряду с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется чувство одиночества или страха одиночества.
  • Появляется устойчивость во времени. Развитие временных перспектив связано с интеллектуальным развитием и изменением жизненной перспективы. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее. Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей.

Становление личности включает в себя становление устойчивого и целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и совокупности самооценок. Юноши и девушки начинают размышлять не темы: “Что я сделал и что могу сделать в жизни? Кем я могу стать, каковы мои возможности и перспективы?” Происходит личностное и профессиональное самоопределение.

Олимпиады и конкурсы в старших классах ДМШ рассчитаны на профессионально ориентированных учеников, то есть на тех, кто хочет связать свою дальнейшую жизнь с музыкой. Поэтому:

  1. задания в олимпиаде, в сравнении с подростковым возрастом, значительно усложняются, расширяется круг вопросов;
  2. для побуждения учеников к самостоятельной учебной деятельности, возможно проведение олимпиад по темам, не входящим в основную образовательную программу;
  3. возможно включение в число конкурсных заданий аналитических рефератов и сочинений на заданную тему;
  4. все задания могут иметь официально-деловой вид, так как учащиеся старших классов уже не нуждаются в ярком и красочном оформлении заданий.

В любом возрасте для ребенка олимпиада или конкурс – стресс. Но если учитывать возрастные особенности детей, то легко можно этот стресс превратить в радость.

 Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р. Битянова, М., 2000.
  2. Немов Р.С. Психологическое консультирование/ Р.С. Немов, М., 2000.
  3. Немов Р.С. Психология/ Р.С. Немов, М., 2002.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология/ Л.Ф. Обухова, М., 2005.
  5. Хилько М.Е. Возрастная психология/ М.Е. Хилько, М.С. Ткачева, М., 2007.