Савинская роспись. Заключительный урок-игра "Ярмарка"

Разделы: МХК и ИЗО


Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных.
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их …

Изучению росписи родного края в 5 классе мы отвели 3 часа. На первом уроке речь шла об особенностях и истории создания народного промысла. Занятие проводилось в здании Савинского краеведческого музея. Изучение элементов росписи и создание композиции на деревянных заготовках проходило на втором уроке. Третий урок по теме “Савинская роспись” был запланирован как заключительный урок-ярмарка.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с историей создания Савинской росписи, особенностями и приемами этого вида искусства;
  • развивающая: развитие у детей навыков прикладной росписи, ассоциативного мышления;
  • воспитательная: воспитание любви к родному краю, чувства коллективизма.

Материалы и оборудование:

  • Для учителя: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, таблицы по декоративно-прикладной росписи, изделия Савинской росписи, детские работы с ошибками и без них.
  • Для учащихся: гуашь, кисти, баночки с водой, заготовки из дерева, палитра.

Ход урока

Вступление учителя: Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме “Савинская роспись”, мы будем учиться расписывать изделие. На уроке мы вспомним историю создания Савинской росписи, узнаем особенности и приемы работы при создании произведений этого вида искусства. На уроке вы должны показать свои знания, продемонстрировать умения, выполнить работу аккуратно и помочь своей команде стать лидером в состязании.

На нашем уроке работает компетентное жюри, в составе которого старшеклассники, учащиеся и педагоги Савинской ДШИ.

(Работа ведется в трех мастерских).

Конкурс 1. “Название и девиз команды”

(Дети выбирают главного мастера, который объявляет название команды и девиз.)

Конкурс 2. “Народные промыслы России”

(Учитель демонстрирует с помощью видеопроектора народные промыслы различных регионов России, учащиеся должны по изображению определить их название.)

Демонстрируется слайд.

Учитель: Назовите вид росписи. (Дымковская роспись.)

Чем известно Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

– Ласково и нежно называли эту игрушку “Дымка”. Делают ее в заречной слободе Дымково. Зимой, когда топятся печи, и летом, когда туман, селение в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Как же лепить эту игрушку? Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто. Вот отщипнула кусочек, раскатала колбаской, взяла глины по-больше, расшлепала в лепешку, свернула ее в воронку – оказалась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом. Чудо, а не игрушка!

Демонстрируется слайд.

Учитель: Ребята, а как называется этот народный промысел? (Гжель.)

Есть место, известное всему миру, под названием Гжель. Чем оно прославилось? В Гжели из белой глины делают посуду и расписывают ее синей и голубой краской. Больше такую посуду не делают нигде в мире.

Демонстрируется слайд.

Учитель: Какое название у следующей декоративно-прикладной росписи? (Полх- майданская.)

Матрешки Полховского Майдана самые яркие, с капризными, чуть чопорными лицами. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. У нее нет платка с завязанными концами, как у других матрешек. У этой затейницы нет привычного сарафана, фартука. Даже руки никак не обозначены. Но воспринимается эта матрешка еще более цельно и лаконично за счет ярмарочного, яркого цвета одежд: малиново-красных, ярко-желтых, сочно-фиолетовых. В передней части матрешки овально окантованным пятном выделяется крупный узор. Чаще всего это цветок шиповника.

Полховский Майдан – это название села в Горьковской области. “Майдан” – очень старое слово, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село. Вот и получается сборище на Полховке – Полховский Майдан.

Демонстрируется слайд.

Учитель: Назовите эту роспись. (Хохлома.)

Хохлома, ты, Хохлома, от тебя мы без ума!
Красных ягод переливы, сочной зелени мотивы,
Завиток, потом бутон, красный, желтый, черный фон.
Светом солнечным залита, в росах утренних умыта.
Хохлома, ты, Хохлома, от тебя мы без ума.

Демонстрируется слайд.

Учитель: А эта лаковая миниатюра находится в нашей области! (Палех.)

(Жюри подводит итоги 1-го и 2-го конкурсов.)

Конкурс 3. “Знатоки Савинской росписи”

Ребятам предлагается ответить на вопросы викторины по теме “История Савинской росписи”. Вопросы задаются по очереди участникам каждой творческой группы.

– Какую продукцию изготавливала фабрика “Игрушки” по 8–10 тысяч коробок в месяц? (Лото.)
– Какая порода дерева использовались для изготовления игрушек на этой фабрике? (Береза.)
– Назовите основной элемент Савинской росписи. (Цветок.)
– Одно из изделий, производимых на фабрике “Игрушки”? (Пирамидка.)
– Как называется последний этап в работе над декоративно-прикладным изделием? (Оживка.)
– Село, находящееся в 4 км от фабрики “Игрушки”? (Вознесенье.)
– Логотип фабрики “Игрушки”? (Цыпленок.)
– Как называлось объединение мастеров, где производилась продукция, и что это была за продукция? (Артель; катушки, сани.)

Конкурс 4. “Народный мастер”.

(У детей находятся изделия, где уже намечена композиция и придуман узор.)
Учитель объясняет главную коллективно-творческую задачу:

– Вы находитесь в мастерской, где каждый мастер знает свое дело. Прослушайте небольшой практический инструктаж:

1) Работа проводится аккуратно. Рука должна иметь твердую опору. Краска должна быть средней густоты.

2) В нашей работе мы будем использовать приемы тычка, мазок “в полкисти” в форме лепестка и клюковки. При изображении лепестков, листьев, ягодок необходимо передать плавный переход от светлого к темному. Для этого мы берем на одну половину кисти, например, белый цвет, а на другую красный, затем накладываем мазок так, чтобы при повороте кисти по дуге или полукругом эти цвета смешивались плавно.

3) Результаты конкурса зависят от качества росписи изделия, чья мастерская больше продаст своих изделий, та и выигрывает.

(Самостоятельная работа учащихся на фоне народных наигрышей)

Перед окончанием самостоятельной работы каждый ребенок получает логотип фабрики “Игрушки” – вырезанный из бумаги цыпленок. Затем дети раскладывают свои изделия на приготовленные лотки.

Итог урока

Выставка-Ярмарка.

Выходят два скомороха.

Скоморох 1:

Ярмарка, ярмарка! У нас сегодня ярмарка!
Приходи скорей сюда, наша ярмарка пришла!

Скоморох 2:

Ярмарка, широкая ярмарка!
Эге-гей, народ честной, проходи скорей, не стой.

Скоморох 1:

Вы, умельцы молодые, рассудите же себя:
Кто работал с увлеченьем и с уменьем-разуменьем.

Скоморох 2. Чье изделие нравится, тому цыпленок кланяется!

Учитель: Ребята, на этой выставке-ярмарке вы сами выбираете изделие, которое вам понравилось, и как бы покупаете его, кладете рядом с ним логотип фабрики “Игрушки”.

( Дети по очереди делают свой выбор).

Скоморохи демонстрируют лучшие изделия, а каждый мастер встает с места и считает цыплят, которых он набрал. Жюри по сумме результатов всех конкурсов выбирает команду, набравшую наибольшее количество баллов. Объявляется мастерская- победительница. Индивидуально отмечаются лучшие Мастера.

Домашнее задание

Создать свой эскиз для росписи разделочной доски.

Литература:

  1. Материалы Савинского краеведческого музея о фабрике “Игрушки”.
  2. Дети и народное творчество. – М.. Просвещение, 1985.