Цели:
- Научить составлять и выполнять алгоритмы с условием (ветвлением).
- Закрепить умение решать простые уравнения.
Тип урока: решение частных задач.
Ход урока
Урок проводится на этапе, когда учащиеся уже владеют умением решать простые уравнения и знакомы с видами алгоритмов.
Этап 1
На доске записаны два уравнения.
Учитель: Решите уравнения
х + а = с
8 – у = 3
(Задание выполняется индивидуально.)
Учитель: В паре сравните и обсудите результаты.
Учитель: Остались ли разногласия, которые не смогли разрешить? (если возникли проблемы, то они выносятся на обсуждение)
Учитель: Что вам помогло правильно выполнить это задание?
Учащиеся: Алгоритм.
Учитель: Что такое алгоритм?
Учащиеся: Порядок или план действий.
Учитель: Так вы выполняли задание пользуясь вот этим планом? (учитель показывает алгоритм решения задачи)
Учащиеся должны опровергнуть мнение
учителя, приведя аргументы.
На доске появляется алгоритм решения
уравнений, который учащиеся составили на уроке
математики в 1-м классе.
Решение уравнений *(Рисунок 1)
* В скобках даны пояснения к каждому пункту алгоритма. В алгоритме учащихся данных пояснений нет.
Учитель: Что нового мы узнали про алгоритм на уроках информатики?
Учащиеся: Бывают алгоритмы линейные, разветвляющиеся, циклические.
Учитель: Давайте попробуем наш алгоритм решения уравнений преобразовать, используя знания по информатики.
Этап 2.
Преобразование алгоритмаУчитель: Дайте название алгоритму.
Учащиеся: “Реши уравнение”
Учитель: Сформулируйте команды по трем пунктам нашего алгоритма (работа в паре).
Одна пара работает у доски. При обсуждении результатов остальные пары сравнивают свою работу с работой пары у доски и либо соглашаются, либо вносят изменения.
Итоговый вариант:
1) начерти схему
2) выдели части и целое
3) определи, чем является неизвестная величина
4) найди неизвестную величину
Учитель: Каких команд не хватает? Обсудите в группах.
(В группах учащиеся составляют список команд, недостающих для создания алгоритма.)
В процессе обсуждения результатов работы групп на доске появляются команды:
а) прочитай уравнение
б) запиши уравнение в тетрадь
в) возьми ручку
г) положи ручку
д) уравнение с числовыми данными?
е) вычисли
Учитель: - Какая команда отличается от других?
Учащиеся: Команда д).
Учитель: Как ее надо будет записать в алгоритме?
Учащиеся: В ромбик.
Учитель: Распределите команды по порядку, чтобы получился алгоритм (работа в группах) Каждой группе выдаются таблички с отдельными командами.
В результате обсуждения работы групп появляется такой алгоритм: (Рисунок2)
Учитель: К какому типу алгоритмов относится наш алгоритм?
Учащиеся: Разветвляющийся.
Этап 3.
Выполнение алгоритмаУчитель: Решите уравнения на выбор с помощью преобразованного алгоритма. (работа в паре: один ученик читает команды, другой выполняет их; затем меняются ролями)
85 + Z = 100
Y – 6 = 4
X + N = Q
17 – Y = 8
Этап 4.
РефлексияУчитель: Что нового для себя вы приобрели на этом уроке? (во втором классе учащиеся уже достаточно успешно могут ответить на подобный вопрос, т.к. рефлексия проводится систематически на всех уроках)
Примерные ответы учащихся:
- Научился (понял как) составлять алгоритм с ветвлением.
- Повторил решение уравнений.
- Потренировался работать в группе и в паре.
И т. п.
Учитель: Кто хочет самостоятельно решить уравнение по алгоритму? (Обычно практически все дети изъявляют желание.)
– Тогда домашнее задание такое: решите по алгоритму* любое из оставшихся уравнений.
* Составленный алгоритм учащиеся переносят на карточку и вставляют в альбом для моделей.