Цель: познакомить учащихся с зимними Христианскими праздниками.
Задачи:
- дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;
- развивать у подростков навыки критического мышления;
- расширить представления школьников о культурном наследии;
- формировать у учащихся русский национальный духовный характер,
- качества личности.
Тип урока: Комбинированный
План урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
а) Сочельник
б) Колядки
в) Святочные гадания
г) Крещение
- Итог урока
- Закрепление материала.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящен зимним Христианским праздникам.
Начертите себе в тетради таблицу (нижеприведенную), и заполните в ней колонку с названием “Знаю”. Напишите, что вы знаете о зимних Христианских праздниках.
Знаю Узнал Хочу узнать
(Ответы учащихся фиксируются учителем на доске.)
Январь называли в народе – январь-просинец: увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ, поэтому было много народных праздников
Давайте вспомним: какие зимние Христианские праздники есть в русском народном календаре в январе? (“Рождество христово”, “Святки”, “Старый новый год”, “Крещение Господне”.)
– А как встречают и празднуют эти дни? (Колядуют, гадают.)
– А какие песни поют? И как эти песни называются? (Песенки-колядки.)
Проверка опережающего домашнего задания. Сообщения учащихся по темам: 1. Сочельник, 2. Колядки
Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки: ряженные в вывернутые полушубки и жутковатого вида маски, они ходили от дома к дому, распевая нескончаемые колядки, получая за это от хозяев монетки, обновки, дешевые украшения. Посыпали снег крашеным мелом, разбрасывали цветные лоскуты - в знак грядущего цветения полей.
Как же совершался обряд колядования?
- Колядка-шумелка. Ее поют на улице, иона довольно длинная, чтобы успеть привлечь внимание хозяев. При этом хохочут, шумят и гремят в колотушки, трещетки, погремушки, колокольчики, крышки от кастрюль и т.д.
- Когда хозяева выйдут на порог, спрашивают разрешения поколядовать и входят в центр помещения, где поют пожелания и получают гостинцы. Их не берут голыми руками, а сыпят Мехоноше (тот у кого мешок).
- Если дали не по достатку мало, можно спеть корилку (колядку-попрошайку).
- Когда все, что колядующие хотят сказать, сказано, Шишок (тот кто уводит калядующих) поднимает свою маску к лицу, берет за руку ближайшего к нему ряженого и начинает петь колядку ухода. Тот, кого взял за руку Шишок, в свою очередь, берет за руку другого участника обряда, и все оказываются в одной цепочке, которая, как ниточка за иголочкой, тянется вслед за уходящим прочь Шишком. Колядка ухода – фольклорная. Шишок уводит колядующих в следующий дом или на посиделки.
- Обойдя всех, кого хотели, отправлялись на посиделки, где можно было поиграть и погадать. Гадать продолжали дома и на улице.
Вот какие колядки пели наши предки:
Работа с раздаточным материалом. Дети исполняют колядки.
Я Коляда, гостья жданная,
Гостья в каждый дом желанная,
Каледный год издалека прихожу,
прямо с неба по золотым
мосточкам перехожу.
Всем, кто меня встретит,
Да приветит, добра пожелаю,
Да во всем помогаю.Мы малешеньки – колядовщички.
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Житья вам сто лет,
Всегда здравьица!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужинистая;
Ему из колоса – осьмина,
Из зерна ему – коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И жильем, и бытьем,
И богатством!У Ивана во дворе три терема стоят,
Коляда, коляда,
Как во первом терему сам светел месяц взошел,
Коляда, коляда,
Во втором терему красно солнышко взошло,
Коляда, коляда,
А в третьем терему часы звездочки взошли,
Коляда, коляда.
Месяц – хозяин, солнышко – хозяйка, звезды – их дети.
Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!– Коляда-маляда,
Пошто пришла накануне Рождества?
– Косу просить.
– На что косу просить?
– Правду косить.
– На что правду косить?
– Коров кормить.
– На что коров кормить?
– Молоко доить
– На что молоко доить?
– Детей поить……Не дадите пирога –
мы корову за рога!
Не дадите пышку –
Свинью за лодыжку!
Не дадите хлеба –
Стащим с печи деда!
Не дадите лапку –
Стащим с печи бабку!
Ой мороз, мороз, мороз!
Не вели долго стоять,
Вели денег подавать.
Открывай сундучок –
Подавай пятачок!
Пятачка мало –
Давай кусок сала.
Куска сала мало –
Открывай банку –
Подавай баранку!
Во время Святок многие, особенно молодые девушки гадали, т.к. считалось, что все нагаданное в эти дни должно обязательно сбыться.
– Кто из Вас когда-нибудь гадал на Святки? (Ответы детей.)
Особую роль в гаданиях выполняли различные предметы: юбка, башмак, пояс, игла, гребень, зеркало, кольцо.
– Как вы думаете, почему именно эти предметы, для чего они нужны?
Про такие гадания подробно описано в поэме В.А.Жуковского “Светлана”.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой;
Серьги изумрудны…
В каждом стихе Жуковского передаются разные гадания.
“За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали”.
Девушка снимали его с ноги, и бросала через ворота на улицу, потом выходила глядеть, в какую сторону лёг носком, в ту сторону и замуж идти. Если валенок лежал обращённым к домашним воротам, девушке ещё быть дома.
“Снег пололи”
Девушки выходили из дома, со скатертью. Брали её за края, всыпали в неё снег. Скатерть раскачивали из стороны в сторону с приговоркой:
Полю, бел снег среди поля,
Залай, залай собаченька,
Дознай, дознай суженый.
По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого старика, толстый – вдовца, звонкий, приятный- молодого жениха.
“Кормили счётным курицу зерном”.
Кучу зерен пересчитывали. Давали курице немного поклевать, после этого зёрна пересчитывали. Если их остаток оказывался парным, то есть делился на 2, девушка считала, что в грядущем году выйдет замуж.
“Ярый воск топили”.
Растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим фигурам судили о будущем. Если выльется фигура, похожая на венец – идти замуж. В стихах сказано, что для гадания годился только воск белый, полученный от пчёл нового роя.
Ребята, дома вы должны были спросить у своих мам, бабушек, как они гадали, или может быть вы сами гадали?
Гадания обучающихся.
Гадания продолжаются до Крещения.
Этот праздник (Крещение) православные христиане
отмечают 19 января. Он был установлен в честь
крещения Иисуса Христа в водах священной реки
Иордан.
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
(И. Лебединский)
– Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? (Иордан.)
– Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? (Иоанн Креститель.)
Главный обычай Крещения – это торжественное освящение воды. Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде.
Итог урока
– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем как проходили зимние Христианские праздники Руси.
Рефлексия
– Давайте с вами вернемся к той таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. И теперь, по окончании урока я предлагаю вам заполнить колонку, которая называется “Узнал” (фиксирование на доске).
Сейчас, когда вы уже достаточно много узнали о зимних Христианских праздниках, я думаю, что вы без труда сможете, дома заполнить последнюю колонку “Хочу узнать”. Напишите, что бы еще по этой теме вы хотели бы узнать.
Спасибо за работу.