Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Разделы: Начальная школа


Ход урока

Урок начинается с мобилизирующего этапа. Оно в данном случае представляет собой логическое упражнение.

Учитель: Заяц, лисица, медведь, ёж строили теремок. Они работали молотком, пилой, топором, лопатой. Заяц пилил доски пилой, ёж работал не топором. Медведь не молотком, а лиса копала клумбу для цветов лопатой. Определите, кто из животных каким орудием труда выполнял работу?

Дети повторяют текст упражнения по памяти и доказывают правильность своих суждений.

Ученик: Заяц, медведь, ёж, лисица строили теремок. Они работали молотком, пилой, топором, лопатой. Заяц пилил доски пилой, ёж работал не топором. Медведь не работал молотком, а лиса копала клумбу лопатой. Значит, заяц работал пилой, лиса – лопатой, ёж – молотком, а медведь – топором.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определив: слов какой части речи в нашем логическом упражнении встретилось больше всего.

Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока: “Имена существительные”, потому что в логическом упражнении больше всего слов, которые являются именами существительными (ученики класса называют их, задавая вопросы: кто? заяц, что? лопата и т.д.).

Учитель: Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока.

На доске открывается заранее записанная тема урока и опорные слова:

Повторить…
Узнать…

Ученик: Цель урока: повторить, что мы знаем об именах существительных и узнать что-то новое о них.

Учитель: Расскажите, что вы знаете об именах существительных?

Ученик: Существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы: что? кто? Существительные изменяются по числам; они бывают в единственном и во множественном числе (приводит примеры).

Учитель: Продолжим работу над темой урока на минутке чистописания. Букву, над написанием которой будем работать, вы найдете в имени существительном из логического упражнения. Оно поясняет, что строили звери. Эта буква согласная. Она обозначает согласный глухой парный мягкий звук в этом слове.

Ученик: Я думаю, что это буква Т, потому что она согласная и обозначает согласный глухой парный мягкий звук в существительном теремок, который строили звери из логического упражнения.

На доске запись: Т Тя Та Тл Ту

Учитель: На что надо обратить внимание при написании заглавной буквы Т?

Учащиеся называют возможные ошибки в начертании буквы.

Учитель: Обратите внимание на соединение буквы Т с другими буквами алфавита, запишите соединения-сочетания букв в тетрадь.

Учитель: Составьте цепочку с заглавной буквой Т и согласными буквами, которые есть в слове теремок. Запишите ее в тетрадь.

Учащиеся предлагают несколько видов цепочек, но в тетрадь записывается одна.

Учитель: Продолжим работу над темой урока. Выпишите из логического упражнения, с которого начали урок слова с непроверяемой безударной гласной в корне, распределив их предварительно на группы. Каждую группу записывайте в тетрадь столбиком.

Дети работают самостоятельно.

Учитель: На какие группы вы разделили слова?

Ученик: Слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?

Учитель: Прочитайте первую группу слов с непроверяемой безударной гласной, объяснив их написание.

Ученик: Медведь, заяц.

Учитель: Прочитайте вторую группу слов, объяснив их написание.

Ученик:

Молоток
Лопата
Топор

Учитель: Что ёще объединяет слова обеих групп? Докажите.

Ученик: Это имена существительные, они обозначают предметы, отвечают на вопросы – кто? что? Стоят в единственном числе.

Учитель: Подумайте, предметы какой природы называют имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

Ученик: Они обозначают предметы живой природы

Учитель: Люди с древности считали, что у предметов живой природы есть душа. Как вы понимаете значение слова душа? (Учащиеся поясняют значение слова)

Учитель: Душа – отличительная особенность живых существ, способность сопереживать, мыслить, чувствовать. Как можно назвать существительные, обозначающие предметы живой природы. Образуйте название, связанное со словом душа.

Ученик: Это одушевленные имена существительные.

Учитель: Что называют одушевленные имена существительные и на какой вопрос они отвечают?

Ученик: Одушевленные имена существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто? (приводит примеры)

Учитель: А теперь подумайте и скажите, как называются имена существительные, обозначающие предметы неживой природы и на какой вопрос они отвечают?

Ученик: Имена существительные, которые обозначают предметы неживой природы называются неодушевленными. Они отвечают на вопрос что? (приводит примеры)

Учитель: Сформулируйте полностью правило, о том, какие слова называют одушевленными, а какие – неодушевленными именами существительными.

Учащиеся ёще раз формулируют правило и приводят примеры.

Учитель: Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. На физ.минутке я проверю, как вы поняли изучаемый материал. Если я назову слово – одушевленное имя существительное – вы прыгаете, если неодушевленное – то приседаете. Лось, карандаш, дерево, сорока, ель, кабан, река, звери, лес.

Учитель: Продолжаем работу над темой урока. Посмотрите на карточку № 1. (слайд 1)

Учитель: Что записано на карточке?

Ученик: На карточке записаны буквы.

Учитель: Какое задание мы можем выполнить с данной записью? (Ученики предлагают варианты работы.)

Учитель: Мы будем составлять слова из букв, которые помогут нарисовать словесную картину. Она поможет представить нам, где находился теремок, о котором говорилось в нашем логическом упражнении и что было возле него. Сделать это вы сможете по моему заданию к каждой строчке букв.

  • Найдите дом в лесу. (теремок, бор)
  • Найдите птицу на дереве, которое растет рядом с теремком (ворона, сосна)
  • Вытащите из букета цветы, росшие около теремка на клумбе, которую разбила лиса (ромашка, ландыши)
  • Достаньте рыбу из водоема, который находится рядом с теремком (окунь, озеро)

Учитель: Запишите слова – отгадки в тетрадь. Объясните написание слов.

Учитель: Дайте полную характеристику полученной группы слов, используя новый материал урока так, чтобы у вас получился связный рассказ. Дети составляют рассказ об имени существительном.

Учитель спрашивает 2–3 учащихся.

Учитель: Разберите по составу слово теремок. Вспомните, из какого материала строили звери теремок в логическом упражнении.

Ученик: Звери строили теремок из дерева.

Учитель: С древности русские люди использовали в быту дерево. Посмотрите на карточку № 2 (слайд 2). Прочитайте и подумайте, какие имена существительные в предложениях имеются, а какие отсутствуют? В соответствии с этим придумайте задания с этими предложениями, ориентируясь на тему урока.

Ученик: В предложениях есть только неодушевленные имена существительные, значит нужно добавить одушевленные имена существительные в каждое предложение.

Учитель: В одно из предложений вы можете добавить слово славяне. Кто может объяснить значение слова славяне? (Учащиеся пытаются объяснить значение слова.) Славянами в древности называли людей на Руси, у которых похож язык, культура: это русские, украинцы, белорусы и другие.

Учитель: Подумайте, к какому предложению подходит больше всего слово славяне? В ходе записи предложений учащиеся добавили слова: люди, славяне, человек, мастера, доказав свой выбор.

Учитель: Объясните написание слов, выделив в них знакомые для вас орфограммы.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Расскажите, какие имена существительные называют одушевленными и неодушевленными?

Учитель: Если вам интересно было на уроке, то вы прикрепите алые цветы около теремка (рисунок на доске), а нет – то желтые. Около теремка появилась поляна алых цветов. Значит урок достиг своей цели. На душе учителя радость и удовлетворение. А на лицах детей – улыбки!