Актуальность. Необходимость рассмотрения настоящей проблемы обусловлена тем, что дети приходят в школу с разным уровнем развития речи, возникает необходимость использовать такие задания, с помощью которых можно развивать речь учащихся, делать её яркой, образной, эмоциональной. К таким заданиям относится работа с пословицами и поговорками.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли была в чести. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь “хорошее слово – половина счастья”.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения младших школьников считаю развитие речевой культуры.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности.
Развитие речевой культуры детей происходит на всех уровнях обучения. Однако, основной базой для решения этой задачи являются уроки литературного чтения и русского языка.
В учебниках по чтению тщательно подобраны пословицы и поговорки к текстам, которые отражают основную мысль произведения, характер героев. Значительную часть пословиц и поговорок я беру из дополнительных источников с целью более глубокого знакомства детей с фольклором своего народа. Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят различные творческие задания. Использование на уроках пословиц и поговорок расширяет возможности творческой работы.
На уроках литературного чтения использую следующие приёмы работы с пословицами и поговорками.
– Постановка обобщающих вопросов: как вы понимаете пословицу: “Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть”? Вспомните случай, когда можно было бы её употребить. Приведите примеры из художественных произведений.
– Знаете ли вы поговорку: “Остаться у разбитого корыта”? Как вы думаете, откуда она появилась.
– Выпишите слова из басен И.А.Крылова, которые употребляются как пословицы. Приведите примеры из жизни, когда их можно применить.
– Вспомните пословицы и поговорки на темы: “труд, мастерство”, “лень, безделье”, дружба, Родина.
– К кому из главных героев сказки или рассказа можно отнести данную пословицу или поговорку (пословицы, поговорки подбирает учитель в соответствии с темой произведения)
– Вспомните поговорки, в которых говорится о времени.
(например: Делу время – потехе час.)
– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Составьте рассказ, в котором можно было бы использовать эту пословицу. “Друзья познаются в беде”. “Красив тот, кто красиво поступает”. “Всякая птица своё гнездо любит”.
– После прочтения произведения предлагаю несколько пословиц.
Задание: выберите одну, как заголовок к изучаемому тексту.
– Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Дурную славу нажить, как….
2. За старой головой, как….
3. Ласковое слово, что….
Слова для вставки: что весенний день, как за каменной стеной, как пить попросить.
– Восстановите пословицы, вставляя пропущенные
прилагательные:
1. На (какой?) стороне и камешек знаком.
Слова: крепкой, большой, родной,
весёлой.
2. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.
– На доске пословицы (слова вразброс). Задание: собрать пословицу и объяснить её смысл.
1. Всякая, гнездо, птица, любит, своё.
2. Сладок, свой, каждому, край.
Подберите к первой части пословицы вторую часть. (Каждая часть пословицы написана на отдельной карточке)
Лесом шёл… (а дров не нашёл)
Под лежачий камень …(и вода не течёт)
Мороз невелик…. (а стоять не велит)
Лес рубят… (щепки летят)
Сто раз отмерь… (один раз отрежь)
Кто много читает……. (тот много знает).
Мир освещается солнцем….(а человек знанием)
Повторенье – … (мать ученья)
Книга – зеркало….(души)
Хорошая книга -…(лучший друг)
Прочёл новую книгу – …(встретился с другом)
Книга для ума,….(что дождик для всходов)
– Как вы понимаете эту пословицу? Когда так
говорят?
– Какая из пословиц вам больше понравилась и
почему?
– Чему учат эти пословицы?
– Восстанови исходный текст.
На доске: не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
(Записываем версии детей: Не изба, а красна углами, красна пирогами,
Не пирогами изба красна, а углами. Не красна изба углами, а красна пирогами – исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.)
– Почему именно третий вариант остался в памяти народной?
– Как вы понимаете слово “красна” (Это значит красивая. Приятно прийти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то, как тебя встретят.)
– Восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках)
Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Дело – мастер (Дело мастера боится)
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого
безделья)
– Как вы понимаете пословицу?
– Придумайте свою историю к одной из пословиц.
(Рассказ 2 – 3 учеников)
– Нарисуйте рисунок к пословице.
Семеро одного не ждут.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Велика Святорусская земля, а везде солнышко.
– Как вы понимаете смысл пословиц?
Пословица не даром молвится.
Что обозначает слово “молвится”? Подберите к
нему слова синонимы.
Счастье без ума, что дырявая сума: где найдёшь,
там и сгубишь.
– Что такое сума? Каким словом можно заменить в данной пословице слово “сгубишь”. Как будет звучать пословица с новым словом.