В стране выученных глаголов

Разделы: Начальная школа


Глагол – самая огнедышащая, живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…кровь языка.
А. Югов

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

– Сегодня мы проведем наш урок в необычной стране, в стране выученных глаголов. Нас ждут интересные, увлекательные задания. Мы будем обобщать все наши знания о глаголе.

3. Работа по теме урока

Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид, залог. Но как ему согласовываться с существительными, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залога? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить.

Тур 1. Орфографическая минутка

Подберите к данным словам однокоренные глаголы. Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочные слова.

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.[3]

Тур 2.

Придумай с данными глаголами рассказ “В лесу”. Глаголы в твоем рассказе должны стоять во 2-м лице единственного числа.

Встаешь, одева…ся, умыва…ся, дела… зарядку, завтрака…, бере… корзину, иде... по лесной тропинке, собира… грибы и ягоды, дела…венок из ромашек и колокольчиков, возвраща…ся, ужина…, спишь.

Тур 3. Вчера. Сегодня. Завтра

Прошедшее время – то, что прошло:
“Вчера мы писали”. “Солнце ушло”.
Настоящее время приходит теперь:
“Мы пишем имя”. “Бегает зверь”.
Будущее время еще не пришло:
“После уроков пойдем мы в кино”.

– Измените время глаголов на прошедшее.

Подуют студеные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жесткой, как камень. Лужицы промерзнуть до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы, и на улицу не пойдет.

– Измените время глаголов на настоящее.

Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик. Мороз-Иванович седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, – от волос иней сыпался, а когда дышал, – валил пар густой.

– Измените время глаголов на будущее.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз, – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.[2]

Тур 4. Загадки

– Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки с глаголами, которые обозначают действие предмета. Глагол должен отвечать на вопрос что делать?

Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок. (Игла – шить.)

Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится. (Метла – подметать.)

Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки.
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы – вязать.)

Влез на стол он
Из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком
Вильнул,
Складки с галстука
Слизнул. (Утюг – гладить.)

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (Щетки – чистить.)

Из железа тучка,
А из тучки – ручка.
Эта ручка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка – поливать.)

Тур 5. Соотнеси правильно

Следующая работа может проводиться и устно. Учитель заранее записывает задание на доске.

Собака
Волк
Овца
Свинья
Утка
хрюкает
блеет
лает
гогочет
мычит
гусь
кузнечик
кошка
курица
корова
кудахчет
мяукает
стрекочет
воет
крякает [1]

– Запишите слова, обозначающие действие данного предмета.

Гром, дождь, врач, повар, кузнечик, трава, ветер, снег.

4. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо руки нам встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять –
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем.
И закроем глазки.
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.

Тур 6. Фразеологические обороты

Допишите глаголы с противоположным значением. Объясните смысл пословиц.

  • Солнце всходит и…
  • Ласточка день начинает, а соловей…
  • Встретил с радостью, а…с жалостью.
  • Любишь брать, люби и …
  • Как аукнется, так и …
  • Человек от лени болеет, а от труда…
  • Труд кормит, а лень…
  • Декабрь год кончает, а зиму…
  • Легко друга потерять, но трудно…

– Соедините фразеологические обороты с глаголами.

Фразеологические обороты Глаголы
Совать нос
Чесать языки
Клевать носом
Ломать голову
Надуть губы
Водить за нос
Уносить ноги
Думать
Обманывать
Вмешиваться
Убежать
Болтать
Дремать
Обидеться

7 тур. Блиц-опрос

В каких словосочетаниях глаголы следует писать с мягким знаком.

  • любит учит…ся, продолжают готовит…ся, нельзя драт…ся;
  • гусь щиплет…ся, котенок царапает…ся, зарывает…ся в снег;
  • купает…ся в море, Миша учит…ся. Долго валяет…ся;
  • глазки светят…ся, громко смеет…ся, долго прячет…ся.

Укажи строку, где во всех глаголах пишется И.

  • пиш…т, стро…т, укрыва…т,
  • гре…т, свет…т, реша…т,
  • куша…т, удивля…т, беж…т,
  • вид…т, слыш…т, наступ…т.

В какой строке глаголы стоят в настоящем времени?

  • говорит, ждет, верят, качаются, учусь,
  • сидел, писал, думал, ошибся, устал,
  • поверю, закроюсь, побегу, отдохну,
  • записываю, прочитал, добавлю, купаться.

Найди ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.

  • не знает безделья, ты встречаешь,
  • мы роняим, ты слышешь,
  • небо яснеет, он торопит,
  • мы приносим, он спорит.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Девочка…книжку. Мальчик…грядку. Ребята…в мяч. Собака…громко. Гусь…траву.

Выборочный диктант. Выпишите только глаголы. Поставьте вопросы.

Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лед – река пошла,
И бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет:
– Ой, белье мое утонет!
Ой! Попала я в беду!
Ой, спасите! Пропаду
                            С. Михалков

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
                                П. Башмаков
[2]

4. Подведение итогов урока

– Вот и подходит к концу наш урок. Мы снова убедились в том, что глагол – самая богатая часть речи. Надеюсь, что все задания были для вас интересными.

Литература:

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994. – 448с.
  2. Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Справочное пособие по русскому языку: 3кл. (1– 3)/О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.– 270с.