Глагол – самая огнедышащая,
живая часть речи. В глаголе струится самая алая,
самая свежая…кровь языка. |
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
– Сегодня мы проведем наш урок в необычной стране, в стране выученных глаголов. Нас ждут интересные, увлекательные задания. Мы будем обобщать все наши знания о глаголе.
3. Работа по теме урока
– Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид, залог. Но как ему согласовываться с существительными, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залога? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить.
Тур 1. Орфографическая минутка
– Подберите к данным словам однокоренные глаголы. Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочные слова.
Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.[3]
Тур 2.
Придумай с данными глаголами рассказ “В лесу”. Глаголы в твоем рассказе должны стоять во 2-м лице единственного числа.
Встаешь, одева…ся, умыва…ся, дела… зарядку, завтрака…, бере… корзину, иде... по лесной тропинке, собира… грибы и ягоды, дела…венок из ромашек и колокольчиков, возвраща…ся, ужина…, спишь.
Тур 3. Вчера. Сегодня. Завтра
Прошедшее время – то, что прошло:
“Вчера мы писали”. “Солнце ушло”.
Настоящее время приходит теперь:
“Мы пишем имя”. “Бегает зверь”.
Будущее время еще не пришло:
“После уроков пойдем мы в кино”.
– Измените время глаголов на прошедшее.
Подуют студеные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жесткой, как камень. Лужицы промерзнуть до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы, и на улицу не пойдет.
– Измените время глаголов на настоящее.
Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик. Мороз-Иванович седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, – от волос иней сыпался, а когда дышал, – валил пар густой.
– Измените время глаголов на будущее.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз, – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.[2]
Тур 4. Загадки
– Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки с глаголами, которые обозначают действие предмета. Глагол должен отвечать на вопрос что делать?
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок. (Игла – шить.)Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится. (Метла – подметать.)Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки.
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы – вязать.)Влез на стол он
Из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком
Вильнул,
Складки с галстука
Слизнул. (Утюг – гладить.)Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (Щетки – чистить.)Из железа тучка,
А из тучки – ручка.
Эта ручка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка – поливать.)
Тур 5. Соотнеси правильно
Следующая работа может проводиться и устно. Учитель заранее записывает задание на доске.
Собака
Волк
Овца
Свинья
Уткахрюкает
блеет
лает
гогочет
мычитгусь
кузнечик
кошка
курица
коровакудахчет
мяукает
стрекочет
воет
крякает [1]
– Запишите слова, обозначающие действие данного предмета.
Гром, дождь, врач, повар, кузнечик, трава, ветер, снег.
4. Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо руки нам встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять –
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем.
И закроем глазки.
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.
Тур 6. Фразеологические обороты
– Допишите глаголы с противоположным значением. Объясните смысл пословиц.
- Солнце всходит и…
- Ласточка день начинает, а соловей…
- Встретил с радостью, а…с жалостью.
- Любишь брать, люби и …
- Как аукнется, так и …
- Человек от лени болеет, а от труда…
- Труд кормит, а лень…
- Декабрь год кончает, а зиму…
- Легко друга потерять, но трудно…
– Соедините фразеологические обороты с глаголами.
Фразеологические обороты Глаголы Совать нос
Чесать языки
Клевать носом
Ломать голову
Надуть губы
Водить за нос
Уносить ногиДумать
Обманывать
Вмешиваться
Убежать
Болтать
Дремать
Обидеться
7 тур. Блиц-опрос
В каких словосочетаниях глаголы следует писать с мягким знаком.
- любит учит…ся, продолжают готовит…ся, нельзя драт…ся;
- гусь щиплет…ся, котенок царапает…ся, зарывает…ся в снег;
- купает…ся в море, Миша учит…ся. Долго валяет…ся;
- глазки светят…ся, громко смеет…ся, долго прячет…ся.
Укажи строку, где во всех глаголах пишется И.
- пиш…т, стро…т, укрыва…т,
- гре…т, свет…т, реша…т,
- куша…т, удивля…т, беж…т,
- вид…т, слыш…т, наступ…т.
В какой строке глаголы стоят в настоящем времени?
- говорит, ждет, верят, качаются, учусь,
- сидел, писал, думал, ошибся, устал,
- поверю, закроюсь, побегу, отдохну,
- записываю, прочитал, добавлю, купаться.
Найди ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.
- не знает безделья, ты встречаешь,
- мы роняим, ты слышешь,
- небо яснеет, он торопит,
- мы приносим, он спорит.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
Девочка…книжку. Мальчик…грядку. Ребята…в мяч. Собака…громко. Гусь…траву.
Выборочный диктант. Выпишите только глаголы. Поставьте вопросы.
Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лед – река пошла,
И бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет:
– Ой, белье мое утонет!
Ой! Попала я в беду!
Ой, спасите! Пропаду
С. МихалковВ понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
П. Башмаков [2]
4. Подведение итогов урока
– Вот и подходит к концу наш урок. Мы снова убедились в том, что глагол – самая богатая часть речи. Надеюсь, что все задания были для вас интересными.
Литература:
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994. – 448с.
- Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
- Справочное пособие по русскому языку: 3кл. (1– 3)/О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.– 270с.