Активизация познавательной деятельности учащихся на примере урока математики по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности учащихся является на сегодняшний день особенно актуальной. Современная школа и новые информационные технологии позволяют по-новому взглянуть на уже давно известные приемы и методы обучения, повышая эффективность каждого урока, активизируя процесс получения и приобретения знаний. Предлагаю рассмотреть применение методов активизации познавательной деятельности на примере урока, проведенного мною в 9 классе по теме: «Графический способ решения систем уравнений второй степени».

Эпиграфом данного урока является высказывание выдающегося русского математика Пафнутия Львовича Чебышева: «Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность». Актуальность высказывания и сведения об открытиях и изобретениях знаменитого русского ученого внесут положительный заряд интереса в процесс учения и настроят ребят на дальнейшую активную деятельность. Обогащение уроков сведениями из истории математики, прикладными вопросами, показывающими связь математики с другими областями знаний, высказываниями и афоризмами известных людей, расширяет кругозор учеников, и являются важным звеном в формировании познавательного интереса.

Актуализация опорных знаний.

Большое место в активизации познавательной деятельности отводится побуждению у учеников интереса к учению.

Одним из методов эмоционального стимулирования является метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Игра может являться оболочкой целого урока или элементом урока.

В представленном мною уроке, на этапе повторения и актуализации знаний ученики разгадывают кроссворд и проверяют выполнение домашнего задания, так как оно напрямую связано с текущей темой урока. Проверка домашнего задания с использованием презентации позволяет не тратить время на воспроизведение чертежей на доске, а сразу перейти к фрагментам, вызвавшим у ребят затруднения.

На уроке используется метод взаимопроверки, в ходе которой ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и осуществляют сравнение решенных заданий с представленными в презентации образцами. Взаимная проверка помогает организовать взаимодействие учащихся и всегда вызывает у них высокий интерес. Результаты заносятся в оценочный лист.

Хочется отметить, что использование интерактивной доски при оформлении и проведении различных игр, требует минимальных затрат времени на уроке, что позволяет чаще использовать игровые формы работы, а значит, делать уроки красочнее, ярче, и привлекательнее для учащихся.

Объяснение нового материала.

Следующим этапом урока является этап изложения нового материала. В связи с тем, что ученики уже встречались с графическим способом решения систем линейных уравнений, у них не должно возникнуть затруднений с графическим способом решения систем, состоящих из нелинейных уравнений. Ребята могут самостоятельно сформулировать проблему и исследовать возможности её решения, учитель при этом может только направлять их своими вопросами и контролировать ход их действий, то есть изложение материала может быть представлено в виде поиска решения проблемы, что тоже является методом развития познавательного интереса. Подвести итог можно с помощью презентации, обеспечивая при этом наглядность и наилучшее усвоение текущей темы.

Проблемное обучение не всегда может быть одинаково эффективным, так как требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации. Например, не всегда удачным будет применение этого метода при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Исходя из этого, в зависимости от особенностей и уровня подготовки класса, учитель может сам провести объяснение материала, а иллюстрация презентации с подробно разобранным примером позволит акцентировать внимание учащихся на ключевых моментах излагаемой информации.

Закрепление изученного материала.

На этапе закрепления полученных знаний групповая работа, как правило, позволяет практически всем учащимся справиться с решением заданий и осуществить проверку решения всех членов группы. У ребят, даже слабоуспевающих, появляются успехи в изучении материала, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету. Как и на предыдущем этапе урока, учитель только создает условия для активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, формируется познавательная активность ученика, развиваются его творческие и мыслительные способности.

На данном уроке, с учётом уровня подготовленности и индивидуальных особенностей учеников, применены дифференцированные задания для групп. Также предусмотрено дополнительное задание повышенной сложности для тех ребят, которые быстрее остальных справятся с решением основной части, баллы за это задание прибавляются к баллам за работу в группе и заносятся в оценочный лист.

На своих уроках я использую работу в четверках, и часто отвожу на групповую работу только часть урока, поэтому ребята рассаживаются так, чтобы повернувшись на месте оказаться лицом к своей группе, а по окончании работы повернуться к доске и проверить решение по образцам, представленным в презентации.

Контроль знаний.

Контроль и оценка знаний на данном уроке проводится с помощью тестирования в режиме самоконтроля, что предполагает повышение мотивации обучения и активной деятельности учеников.

Тестовая работа позволяет ученику воспринимать целостную структуру материала, так как в ней устанавливается связь предыдущего материала с последующим. Тесты формируют умения применять знания в различных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, умения ставить и достигать определенные цели, а также формируют навыки самоконтроля обучаемых.

Самопроверка и работа с оценочными листами на данном уроке формирует адекватную самооценку у ребят, что повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Сочетание педагогических технологий с новыми информационными технологиями облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности и тем самым повышает активизацию познавательной деятельности учащихся.

На примере одного урока, конечно, невозможно описать все подходы, применяемые для активизации познавательной деятельности. Стараюсь, чтобы и на моих уроках используемые методы отличались многообразием, но при этом соответствовали целям урока, особенностям содержания и возможностям учащихся.

Предлагаемый мною урок, проводится с использованием интерактивной доски. Её использование на моих уроках позволило по-новому взглянуть на некоторые формы работы, дополнить традиционные уроки новыми и оригинальными элементами, сделать учебный процесс более эффективным и привлекательным.


Тема: «Графический способ решения систем уравнений»

Цели урока:

  1. Сформировать умение решать графически системы, содержащие нелинейные уравнения; дать наглядные представления о возможном количестве решений систем уравнений.
  2. Формирование навыков самообразования, самоорганизации, работы в парах при проверке домашнего задания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления, алгоритмической культуры.
  3. Воспитание самостоятельности учащихся, умения выслушивать других и умения общаться в группах, повышение интереса к предмету.

Оборудование: Мультимедийная установка, карточки с заданиями, листы самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент

Озвучить эпиграф. Сформулировать тему и с помощью ребят сформулировать цели урока (слайды 1, 2).

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Ребята отгадывают кроссворд, при этом вспоминают известные функции, их графики и способы их построения. Далее следует проверка домашнего задания, в ходе выполнения которого необходимо было вспомнить и построить графики некоторых уравнений (слайды 3-6).

III. Ознакомление с новым материалом

Предложить ребятам вспомнить графический метод решения линейных уравнений, и попробовать сформулировать метод решения графическим способом систем, состоящих из нелинейных уравнений. Подвести итог, при этом для наглядности продемонстрировать пример (слайд 7).

IV. Закрепление изученного материала

Группам предлагается решить системы уравнений. Задания отличаются по уровню сложности. Также есть дополнительное задание повышенной сложности для тех ребят, которые быстрее остальных справятся с решением основной части (слайды 8-12).

V. Контроль знаний учащихся

Тестовая работа. Самопроверка (слайд 13).

VI. Итог урока

Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении заданий, анализируются ошибки. Делается вывод о количестве решений систем нелинейных уравнений. Учащиеся выставляют себе итоговые оценки в оценочные листы, которые заполнялись в течение всего урока (слайд 14).

VII. Домашнее задание

№ 417, № 523 (а, г, е). Дополнительно (для сильных учеников): № 526 (слайды 15-16).

Список литературы

  1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова. Алгебра. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  2. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. М.: Просвещение, 2008.
  3. Едуш. О.Ю. ЕГЭ по математике: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. 2008.