Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

Разделы: История и обществознание, Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


План проведения:

  1. Цель.
  2. Задачи.
  3. Актуальность опыта.
  4. Выступление.
  5. Практическая часть.
  6. Результативность деятельности учителя – мастера.
  7. Самоанализ учителя – мастера.

1. Цель:

представить собственную систему работы, нацеленную на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии.

2. Задачи:

– сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы в проектной технологии (учебный проект) на уроках истории;

– продемонстрировать результаты деятельности детей в форме различных конечных продуктов проектов.

3. Актуальность опыта:

Формирование информационных компетенций учащихся как средства подготовки к активной деятельности, умению адаптироваться в информационном обществе.

4. Выступление.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня пришёл меня поддержать и готов к сотрудничеству. Позвольте мне представить свой опыт работы.

Слайд 1.

Методическая тема, над которой я работала последние несколько лет – “Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся 6–9-х классов”.

Слайд 2.

Она выбрана не случайно. Современное общество выставляет ученику достаточно широкий спектр знаниевых и деятельностных требований, поэтому очень важно сформировать информационные компетенции учащихся, с тем, чтобы подготовить их к активной деятельности, умению адаптироваться в информационном обществе.

Слайд 3.

Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: т.н. “знаниевый”, с одной стороны, и “способностный”, с другой.

Слайд 4.

Остановлюсь на “способностном” подходе. Он ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и др. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально – образной сферы, приобретению опыта эмоционально – ценностных отношений. Т.о., проектное обучение – полезное дополнение к традиционной системе обучения.

Слайд 5.

В своей практике, на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности, я использую технологию проектов. По сути, моя технология обучения представляет систему, которая включает в себя 3 этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

На данном этапе учащиеся 5–6-х классов обучаются представлять исторический материал в различной форме (с помощью анализа, систематизации, творческого переосмысления)

– составляют опорные конспекты, таблицы, логические цепочки, глоссарии;
– представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;
– составляют презентации и сообщения и др.

Ссылка 1 на слайде5.

В частности, в 5-м классе, изучается тема “Чудеса Света” – это очень занимательная тема и дети с удовольствием занимаются поиском информации о них. Конечные продукты этого проекта могут быть разными: от простых сообщений до замечательных коллекций рисунков.

В ходе обобщения по курсу истории Древнего мира ребята часто останавливаются на театрализованных представлениях мифов Древней Греции и Древнего Рима. Также предлагаю Вашему вниманию работу ребят 6-го класса “Куликовская битва”.

Возврат на слайд 5.

2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП.

Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей, а также формируется ИК культура, т.к. ребята активно обращаются к сети ИНТЕРНЕТ. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетенции учащихся и оформляются в определённую систему. Ребята осваивают навыки работы в группе, формируется их готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.

Ссылка 2 на слайде 5.

Вашему вниманию предлагается подготовленный группой ребят 6-го класса макет средневекового замка, с помощью которого они представили описательный текст о Средневековом замке – жилище рыцаря и феодала. Заслуживает особого внимания долгосрочный проект в 7-м классе “Династия Романовых до 1801 г.”. Ребятами проделана большая работа по обработке не учебных источников информации и выстраивании хронологического ряда.

Возврат на слайд 5.

Третий этап можно, условно, назвать заключительным, т.к. предполагается продолжение развития проектной деятельности на качественно новом уровне в 10-х и 11-х классах.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Учащиеся 8–9-х классов принимают участие в работе над учебными проектами, творческими работами, в школьном фестивале проектов, районном и городском конкурсах. Этот этап является наиболее плодотворным в плане сотрудничества учителя и учеников в проектной деятельности, т.к. ребята имеют достаточно стабильные навыки работы с исторической информацией и способны ею оперировать. Я включаю в учебную программу несколько учебных проектов, обязательных для выполнения всеми учениками класса.

Ссылка 3 на слайде 5.

Например, по истории России в 8-м классе “Русские первооткрыватели и путешественники”, “Династия Романовых”; в 9-м классе по истории России “Духовная жизнь Серебряного века”, не остаётся без внимания тема ВОВ.

Возврат на слайд 5.

Нужно отметить, что для организации учебных проектов нужна предварительная подготовка, поэтому о нём объявляется за 1-2 недели, а также 1 урока для реализации недостаточно, поэтому лучше уроки спаривать. От учителя требуется не только умение организовать детей, но и помочь с определением подходящих источников, рационально распорядиться временем урока, в соответствии с возрастными нормами, применять техническое обеспечение урока, составлять домашние задания. Т.о., у учащихся формируются все ключевые компетенции, а информационные, как приоритетные.

К проектной технологии на уроках истории я обратилась в связи с тем, что на разных этапах её изучения возникают трудности, связанные с несовершенством учебников. Думаю, коллеги, не ошибусь, если предположу, что вы все с такой проблемой столкнулись. Много замечательных учебных изданий, но в одних информация слишком сжата (этим страдают учебники по Всемирной истории), либо содержат слишком большой объём информации (учебники по истории России). А нынешнее время, воленс – неволенс, подводит нас к тому, что ученик должен быть сориентирован на готовность к самостоятельному обучению и умению грамотно оперировать различными видами информации.

Пробуя другие технологии, а также, учитывая требования общества, которые выставляются современному ученику, я пришла к заключению о том, что наиболее удачной будет проектная деятельность.

5. Практическая часть.

Теперь, давайте перейдём от теории и демонстрации к практике. Вспомним золотое правило дидактики:

Услышу – забуду.
Увижу – запомню.
Сделаю – пойму.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам принять участие в небольшом исследовании двух конечных продуктов детского проектного творчества – Продукт А -“Духовная жизнь серебряного века” и Продукт Б – “Династия Романовых до 1801 г.”.

Перед вами стоит задача: определить, какие ключевые компетенции формируются у учащихся в ходе работы над различными видами проектов и проранжировать их.

Для этого мы разделимся на 4 группы. Две из них будут исследовать продукт А, а две другие – продукт Б.

В Ваших папках есть лист (Приложение 1), на котором указаны основные ключевые компетенции учащихся, виды проектов. Ознакомившись с ними и глоссарием (Приложение 2), Вы сможете выполнить свои задания.

В целях экономии времени (не более 5 минут), предлагаю, результаты вашей совместной деятельности представить от группы, одним из её членов. /Приложение 1, работа с ноутбуками/.

5.1. Заслушивание результатов деятельности групп, выводы.

Для общего обозрения, во время озвучивания результатов деятельности групп, на слайде 6 используются ссылки: “Продукт А” и “Продукт Б”.

Благодарю Вас за сотрудничество.

6. Демонстрация результативности деятельности.

Проектная деятельность базируется на трёх китах: самостоятельность, деятельность, результативность. Удобнее всего этот принцип отследить с помощью алгоритма проектной деятельности учащихся во время реализации учебных проектов (комментарий слайдов 7,8).

К слову о результативности. С результатами деятельности учащихся в форме конечных продуктов Вы уже ознакомились. Пора подвести итоги и моей педагогической деятельности (в данном случае).

Результативности на своих уроках я добиваюсь с помощью целого арсенала приёмов и методов. Они обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика, формируют его информационные и другие ключевые компетенции (предметные, жизненные). Данную технологию я применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, контроля знаний, а также во внеурочной деятельности.

Слайд 9.

В частности, долгосрочный социальный проект:

“Знаем! Помним! Гордимся!”.

Основной целью этого проекта является сохранение памяти о суровых и героических годах нашего народа.

Задачи:

– сбор сведений о ветеранах ВОВ и Сталинградской битвы;
– забота о ветеранах (в классе хранятся интервью, фото, видеоролик, стендовая информация, она также была передана в школьный музей для проведения экскурсий).

Слайд 10.

На данный момент результаты моего опыта можно, вкратце, представить следующим образом:

  1. Сложилась система формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории.
  2. Создана мультимедиатека конечных продуктов учащихся, которые можно использовать на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
  3. Разработана система уроков и домашних заданий в 6–9-х классах, на которых учащиеся осваивают проектную технологию.
  4. Формируются и развиваются информационные компетенции, с помощью которых учащиеся осваивают систему работы с различной исторической информацией.
  5. Созданы условия для воспитания социально адаптированного гражданина.

В перспективе я планирую разработать систему занятий по истории и обществознанию для учащихся 10–11-х классов, которые можно организовать, как творческую лабораторию по обучению учащихся проектированию, а также разрабатываю элективный курс для учащихся 10-х класса по истории России, в основе которого заложена проектная деятельность.

7. Рефлексия.

Слайд 11.

Для того чтобы я смогла проанализировать, насколько успешной была сегодня презентация моего опыта работы, прошу Вас, уважаемые коллеги, ответить на несколько вопросов БЛИЦ – ОПРОСА (Приложение 3), которые Вы найдёте в своих папках.

7.1. Рефлексия (результаты опроса)

Подведём итоги нашей с Вами встречи (озвучивание результатов опроса).

8. Самоанализ мастера.

Слайд 12.

Результаты блиц – опроса – это часть самоанализа, которые иллюстрируют опыт, представляемый мной на данном этапе своей деятельности.

Презентация