Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года.
- Показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
- Способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории родного края.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока:
- Презентация “Декабристы в Сибири”.
- Диск с музыкой: Г.Свиридов “Зимняя дорога”, Г.Свиридов “Pastorale”, К.Фролов “Посвящение жёнам декабристов”.
- Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемым к разным казням и наказаниям.
- П.Е.Анненкова “Записки жены декабриста”/раздаточный материал.
- М.Н.Волконская “Записки”/раздаточный материал.
- А.Г.Муравьёва “Письма из Сибири родным”/раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сообщение плана занятия.
II. Изучение нового материала.
Учитель: 14 декабря 1825 года. Сумрачный зимний петербургский день. Стоячее каре у “Медного всадника”. Несогласованность действий одних, невыполнение крайне неподготовленного плана восстания другими, и так называемая “оторванность от народа”, и … загремели картечью пушки. Первое вооружённое и программное выступление в России потерпело поражение, сто двадцать один декабрист был осужден по “делу 14 декабря”.
А) Приговоры Верховного уголовного суда.
Сообщение учащегося “Расследование и приговоры” (на основе исторических документов).
Б) Жёны декабристов.
Учитель: 11 женщин, несмотря на разрешение императора развестись с государственными преступниками, решили разделить судьбу своих мужей и ехать в неизвестную страшную Сибирь. (Фоном звучит песня К.Фролова “Посвящение жёнам декабристов”, идут слайды с портретами)
Учащийся читает строки из поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”:
Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголоФ
И – зарыдал… Княгиня-дочь…
Куда-то едет в эту ночь…
(Фоном звучит музыка Г.Свиридова “Зимняя дорога”)
Учитель: Так начинался путь в Сибирь первой из декабристок Екатерины Трубецкой.
Сообщение учащегося “Трудности пути” (на основе исторических документов)
В) Каторга в Благодатском руднике и Петровском заводе
Учитель: Большинство декабристов были осуждены на каторгу. Каторжные работы для них начались в Благодатском руднике. В 1830 году условия каторги для декабристов были улучшены: с них сняли кандалы, сократили время работы, перевели в Петровский (и другие) заводы.
Какими были условия каторги для государственных преступников?
Какую роль в жизни декабристов играли их жёны в данный период? Не был ли их приезд напрасным?
Учащиеся работают с историческими документами в парах, отвечают на поставленные вопросы.
Г) Деятельность на благо Сибирского края.
Учитель: По истечении сроков каторги декабристы расселялись по просторам Сибири: Чита, Иркутск, Тюмень, Тара, Омск и т.д. Они создавали с местным населением прочные родственные и дружеские связи. Декабристам было разрешено заниматься наукой, медициной, преподаванием, поступать на государственную службу.
Сообщение учащегося “Деятельность на благо Сибирского края”.
Д) После 1856 года.
Учитель: Для многих Сибирь стала последним приютом – дорогой длиною в жизнь. “Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища”, – писал с грустью Пущин. 3а тридцать лет сибирской ссылки декабристы сроднились со своей новой родиной. Покидая ее, многие из них, как Наталья Дмитриевна Фонвизина, кланялись Сибири “в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство”. Флегонт Миронович Башмаков отказался выезжать в Россию, решив, что его родиной навсегда стала Сибирь. Пришедшее, наконец, “прощение” вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции. Александр II позаботился об эффектном представлении своей “милости” (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по-прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.
III. Закрепление изученного материала.
- О чём мы узнали сегодня на уроке?
- Какую роль играли декабристы в жизни Сибирского края?
- Чем они заслужили любовь сибиряков?
Учащиеся работают в парах (разгадывают кроссворд)
- Рудник, на котором работали большинство декабристов.
- Первая из женщин-декабристок.
- Император, который взошёл на престол в 1825 году.
- Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.
- В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
- Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
- Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
- Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
- Большинство декабристов были осуждены на …… .
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: “Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобрели необыкновенную любовь народа. Они имели громадное нравственное влияние на сибиряков, их прямота, всегдашняя со всеми учтивость, простота в обращении и, вместе с тем, возвышенность чувств ставили их выше всех, а между тем они были равно доступны для каждого”.
М.Д.Францева (Воспитанница семьи Фонвизиных).
- Выставление оценок учащимся
Источники:
- Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI – XIXвв.). Новосибирск: 1998г.
- Б.О.Эристов. Декабристы и Тобольск. Тобольск: 1995г.
- www.baikalvisa.ru/irkutsk/dekabtist
- www.decemb.hobby.ru