Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: сформировать представление о социально-экономической политике большевиков в 20-е годы.

Образовательные задачи: охарактеризовать признаки экономической политики большевиков после гражданской войны; доказать неизбежность введения НЭПа в 1921 г., установить его итоги (положительные и отрицательные). Показать актуальность полученных учащимися знаний по данной теме.

Развивающая задача: закрепление навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога

Воспитательные задачи: Формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.

Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому и учить искать ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Оборудование

1. Рабочий лист (документы: “Из письма крестьян Панфиловской волости Вологодской губернии”, Декрет ВЦИК “О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом” от 21 марта 1921 года, Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге; сравнительная таблица “Социально-экономическая политика Советской республики с 1918– к.20-х гг. ХХ в.”. (“военный коммунизм ” и НЭП). Приложение 1

2. Презентация “Советская страна в годы НЭПа”.

3..Учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожин Россия и мир. ХХ век. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006.

План урока

  1. Вступительное слово.
  2. Изучение нового материала.
    1. Причины перехода к НЭПу.
    2. Переход к НЭПу.
    3. Содержание НЭПа.
    4. Противоречия НЭПа.
    5. Итоги НЭПа (положительные, отрицательные).
  1. Закрепление
  2. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

После прихода большевиков к власти коренным образом изменилось место России в мировой истории. В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть. Правящая партия поставила целью построение невиданного общества – “бестоварного, бесклассового, безгосударственного”.

Как называлась политика большевиков, проводимая ими в условиях гражданской войны? (“военный коммунизм”).

Какова была цель этой политики? (реализация социалистических идей в экономической сфере в условиях гражданской войны).

Проверка выполнения опережающего задания.

При подготовке к уроку вам было дано задание, заполнить левую часть сравнительной таблицы: “Социально-экономическая политика Советской Республики с 1918 – к. 20-х гг. ХХ в.”: характерные черты “военного коммунизма”.

Предполагаемое выполнение.

К концу урока у учащихся в тетради выполнена таблица №1:

Таблица№1

“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.

Характерные черты “Военного коммунизма” (с лета 1918 – начало 1921 года)

Характерные черты НЭПа ( начало 1921 – конец 20 годов XX века)

1.Продразвёрстка  
2.Трудовая повинность  
3. Продуктообмен, уравнительность в распределении.  
4.Полная национализация промышленности.  
5.Запрет наёмного труда.  
6.Запрет торговли.  
7.Бесплатные коммунальные услуги.  
8.Отмена денег.  
9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.  

В ходе урока мы вместе заполним правую часть таблицы: “Характерные черты НЭПа”.

Объявление темы урока: Тема урока особенно актуальна сегодня, т. к. мы живем в условиях широкомасштабных экономических преобразований общества.

Главный итог гражданской войны?

Почему, победив в гражданской войне, большевики не продолжили строить коммунизм, а перешли к НЭПу.

II. 1. Причины перехода к НЭПу (слайд №4, 5, 6, 7 учебник стр. 116)

Предполагаемый ответ: (слайд 8)

– После гражданской войны кризисное состояние хозяйства, финансов, продовольственный кризис;

– Ослабление союза рабочих и крестьян (крестьяне выражали недовольство системой “военного коммунизма”: 13 августа 1920 года началось выступление крестьян под руководством Антонова (40 тысяч крестьян и рабочих в Тамбовской губернии); январь 1921 года – 60 тысяч крестьян восстали в Западной Сибири);

Начались выступления в армии: март 1921 года Кронштадтский мятеж.

Пути выхода из кризиса: (слайд 9)

  • Продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие и репрессии
  • Полное удовлетворение требований мятежников
  • Тактический маневр, при котором командные высоты останутся за большевиками

Какие последствия вызвали бы эти три варианта выхода из кризиса?

Запись вывода в тетради: Продолжая “военный коммунизм”, большевики рисковали потерять власть.

Работа с документом. Что требовали крестьяне?

(Слайд 10) Какие выводы сделал Ленин? (Ленин, осознав опасность ситуации, сделал два вывода: надо идти на соглашение с крестьянами и ужесточить борьбу с оппозицией, вплоть до ее полного уничтожения.)

2. Переход к НЭПу: (слайд№11, учебник стр.117).

Запись в тетради:

– 28 февраля 1921 года – выступление моряков в Кронштадте (требовали пересмотра хозяйственной политики и демократизации советского строя: “Советы без коммунистов!”);

– март 1921 года– Х съезд РКП (б) – решение перейти к НЭПу.

Анализ исторического документа Декрет ВЦИК “О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом” от 21 марта 1921 года, Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге. (Приложение1)

Вопросы к документу: 1. Чем заменялась продразвёрстка? 2. Каков размер продналога?. 3. Способствовало ли это повышению заинтересованности их в труде? 4. В чём принципиальные отличия налога от развёрстки? 5. В интересах какого слоя населения была предпринята данная мера?

3. Содержание НЭПа: (слайд 12, 13) 1-м шагом НЭПа стала замена продразверстки продналогом. Он был вдвое меньше, объявлялся весной и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки оставались у крестьян. Чтобы этот механизм заработал, большевики разрешили свободную торговлю. В области промышленности была отменена ее полная национализация. Мелкие и средние предприятия передавались в частные руки. Разрешались иностранные концессии. Это потребовало отмены принудительного труда, введения тарифной системы зарплаты, формирования рынка труда. Была проведена денежная реформа, восстанавливалось денежное обращение. Был выпущен “золотой червонец”. В то же время крупные предприятия остались в руках государства. В 1923 г. были созданы тресты и синдикаты, работавшие на самоокупаемости. Ленин считал, что НЭП вводится “всерьез и надолго”.

Учащиеся анализируют сравнительную таблицу №1 и делают выводы. (слайд 14) В данный исторический период сложилось две экономические модели социализма: 1. Лето 1918– нач.1921 года– “Гос.социализм”; 2. Начало 1921 года – конец 20-х годов – “Строй цивилизованных кооператоров”, в котором взаимодействовали разные уклады и формы собственности.

Таблица№1

“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.

Характерные черты “Военного коммунизма” (с лета 1918 – начало 1921 года)

Характерные черты НЭПа (начало 1921 – конец 20 годов XX века)

1.Продразвёрстка 1. Продналог.
2.Трудовая повинность 2.Оплата по труду.
3. Продуктообмен, уравнительность в распределении. 3.Отмена трудовой повинности.
4.Полная национализация промышленности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.
5.Запрет наёмного труда. 5.Разрешение наёмного труда.
6.Запрет торговли. 6.Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке
7.Бесплатные коммунальные услуги. 7.Существование нескольких форм собственности.
8.Отмена денег. 8.Создание концессий
9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности. 9. “Командные высоты сохранились в руках государства”

4. Противоречия НЭПа: Анализ слайда №15, 16, 17. Запись в тетрадях: Между экономической и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления, и было главное противоречие.

Экономические противоречия. Высокие темпы экономического роста в период НЭПа объяснялись во многом “восстановительным эффектом”. В промышленности восстанавливались мощности, а в деревне земля вновь вводилась в севооборот. В конце 20-х годов эти резервы иссякли и потребовались огромные капиталовложения. Привлечь иностранные инвестиции, или внутренние сбережения (они были минимальны) большевики не могли.

Госсектор был малодоходным. Середняцкие хозяйства в деревне не могли поставлять большое количество товарного хлеба для продажи его за границу. Это привело к сокращению закупок иностранной техники почти в двое, а собственное производство было малоразвито. Все это привело к замедлению темпов экономического роста во 2-й половине 20-х гг.

Нэпманы были лишены избирательных прав, не могли вступать в профсоюзы, но в то же время обладали высокими доходами. Нэпманы, зная непрочность своего положения, стремились вкладывать деньги не в промышленность, а в торговлю.

5. Результаты НЭПа: слайд №17, учебник стр.118-120. Самостоятельная работа с текстом учебника по группам. Учащиеся составляют сравнительную таблицу “результаты НЭПа”

I группа: положительные.

II группа: отрицательные.

Выступают представители групп. Ответы обобщаются в виде таблицы №2.

Таблица №2

Результаты НЭПа

Положительные результаты

Отрицательные результаты

   
   
   
   
   
   

Таблица №2

Результаты НЭПа

Положительные результаты

Отрицательные результаты

1.Большевики удержались у власти.

1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства.

2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве, к 1928 году в промышленности).

2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.

3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

3.К 1928 году безработица – более 2 млн чел.

4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).

4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.

5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.

5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.

6. Золотой червонец – твёрдая валюта.

6. Инфляция второй половины 20-х годов

7.Концессии

7. Большой чиновничий аппарат.

К НЭПу быстро приспособились мелкая промышленность, торговля и деревня. Промышленность развивалась медленнее. К 1928 г. она достигла довоенного уровня. Но промтоваров по-прежнему не хватало, цены на них были высокими и жизненный уровень населения был низким. Быстрыми темпами росла безработица. В деревне довоенный уровень был достигнут к 1927 г.

Изменения коснулись и социального состава деревни – большая часть крестьян стала середняками, а кулаки составляли 3,5%.

Еще одним итогом НЭПа стало создание непомерно раздутого чиновничьего аппарата. Он пользовался привилегиями, и его численность достигла 2,5 млн. человек.

К концу 1920-х годов НЭП закончил своё существование, и страна продолжила строительство социализма путём большевистской модернизации.

Выводы по теме: Учащимся предлагается сделать самостоятельный вывод о значении НЭПа, исходя из двух точек зрения на переход Советского государства к НЭПу.

1.При переходе к НЭПу некоторые руководители советского государства утверждали, что это станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

2. НЭП – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.

III. Закрепление.

1) Учащиеся заполняют рабочие листы, розданные на каждого ученика. Вносят соответствующие цифры, перечисляя характерные черты “Военного коммунизма” и НЭПа.

Таблица №3

Военный коммунизм

НЭП

Ответ: 1, 5, 6, 7, 9, 10, 11

2, 3, 4, 8, 12

1.Продразверстка. 2.Оплата по труду. 3. Продналог. 4. Переход к товарообмену.5.Национализация промышленности. 6. Запрет наёмного труда. 7. Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности. 9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные коммунальные услуги. 11. Отмена денег. 12. Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия. (10 правильных “3”)

2) Выполняют тест в рабочем листе.

7 правильных ответов из теста “4”

10 правильных ответов из теста “5”

IV. Домашнее задание.

Параграф 17 (стр.116-118).

Эссе “Какую из двух точек зрения на НЭП вы считаете более убедительной?”. Привести не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Мини-проекты: 1) образы НЭПа в творчестве художников, писателей; 2) быт советских людей в годы НЭПа.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.rusedu.ru/detail_3710.html
  2. http://www.zavuch.info/component/mtree/obchestvo/historyros/histrusurok
  3. http://lesson-history.narod.ru/russia9.htm
  4. https://urok.1sept.ru/articles/312036/
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX – XX вв.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11