Цель урока: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.
Задачи:
– Изучить строения цветка, показав
биологическое значение его частей.
– Развивать умение анализировать, обобщать,
сравнивать и делать выводы.
– Прививать навыки коммуникативного общения,
работы с лабораторным оборудованием и живыми
объектами.
Оборудование:
Раздаточный материал:
– карточки с изображением цветов, главных
частей цветка, видов околоцветника
– цветные карандаши,
– листы бумаги,
– цветки комнатных растений и дикорастущих
– препаровальные наборы.
– презентация Microsoft Power Point “ Строение и функции
цветка”
Структура урока:
– Организационный этап
– Мотивация творческой деятельности (индуктор).
– Усвоения новых знаний
– Рефлексия
Методы обучения:
– Объяснительно-иллюстративный
– Репродуктивный
– Проблемно-диалогический
– Частично-поисковый
– Первично-Исследовательский
Формы работы:
– Индивидуальная-групповая
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
(настрой на работу).Работа на уроке проводится в группах
“Давайте вспомним”. Учитель предлагает группам составить кластер “Органы цветкового растения и их функции” (Приложение 1.)
Затем учащиеся представляют кластеры, сопоставляя с вариантом презентации учителя. (Презентация, слайд 5,6).
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Мотивация творческой деятельности каждого учащегося.
- Учитель предлагает составить “паутинку ассоциаций”, связанных с темой цветок. Группы обмениваются ассоциациями. (Приложение 2.)
- Учитель раздает детям листы бумаги и карандаши и просит нарисовать настроение, которое связанно с темой “ цветок”.
- Слайд №1 презентации с эпиграфом к уроку.
- “Мозговой штурм”. Цветы радуют человека, но цветы возникли задолго до появления человека. Какое значение имеет цветок в жизни растений? ( Обращается внимание учащихся на то, что растения изобрели цветы не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них были другие цели, направленные на выживание)
- Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.
Выдвигается гипотеза, что в ходе эволюции у растений из побегов возникли цветки.
Возникает вопрос: какие части побега стали частями цветка? (слайд№ 9)
Усвоения новых знаний
Для изучения частей цветка выполняется работа с учебником, лабораторная работа, используется презентация
- Работа с учебником. (Найти информацию о строении
цветка, прочитать, изучить рисунок.) Чтение с
пометками. Применяется стратегия чтения
“Инсерт” (Приложение 3)
“?” – это мне не понятно,
“!” – это мне нравится,
“_”– это для меня новое. - Рассмотреть части цветка на слайдах презентации (Слайды 11, 12)
- Выполнить лаб. работу, найти и зарисовать части цветка, сравнить с изображением на слайдах презентации. (Слайд 11)
- Вопрос:
– Как вы думаете, какие части цветка являются главными? (предполагаемый ответ: чтобы ответить на этот вопрос, надо знать о строении каждой части, значении).
На этом этапе начинается знакомство со строением пестика, тычинки, околоцветника, типами цветков (Работа со слайдами 13-24).
Составляются по группам кластеры “Виды околоцветника”, “Главные части цветка”, “Типы цветков”.
После знакомства со строением цветка учащиеся отвечают на поставленные вопросы и представляют по группам кластеры.
– Какие части цветка являются главными и почему?
– Какие части защищают пестик и тычинки?
– Какое значение околоцветника? - Вспоминаем гипотезу. Так что же такое цветок? И какие у него функции? (Учащиеся дают определение цветка и его функций, затем эти определения сравниваются с определением на слайде 7,8).
- Составление формулы и диаграммы цветка. (Слайды 26-27)
III. РЕФЛЕКСИЯ.
Работа со слайдами “Проверь себя”(28,29)
Выставление оценок за урок.