Цель урока: Знакомство со световыми явлениями в природе.
Задачи урока.
Образовательные: сформировать у учащихся понятия о природе света, источниках и свойствах света, значении света для живых организмов.
Развивающие: развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, формировать чувство прекрасного.
Оборудование: теллурий, карманные фонарики или небольшие настольные светильники (по одному на парту) с разными типами ламп, белые листы формата А4, фигурки, вырезанные из черной бумаги разной формы, зеркала небольшого размера по одному на парту, компьютер, проектор, экран.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент Целеполагание. (1 мин.)
II. Актуализация знаний. (6 мин.)
В форме беседы учащиеся вспоминают, какие явления называются физическими, химическими, чем они отличаются. Вспоминают признаки химических и физических явлений. Приводят примеры явлений уже изученных ранее, особое внимание следует обратить на реакцию горения и признаки химических реакций.
III. Изучение нового материала. (11 мин.)
1. Что такое свет? Какова его природа и источники? (объяснение учителя, демонстрация слайдов из презентации к уроку №2 – 12)
Свет – это поток электромагнитных волн. Источниками света являются тела, испускающие световые волны. Световые волны появляются во время химической реакции горения, в этом случае мы имеем дело с теплым светом или могут выделяться в результате других химических реакций, которые идут без выделения тепла, и тогда мы наблюдаем холодный (люминесцентный) свет.
Источниками света могут быть как природные, так и созданные человеком тела.
Природные источники теплого света – это звезды, в том числе Солнце. Люминесцентный свет может выделяться особыми светящимися органами животных, например глубоководных рыб, медуз, осьминогов и кальмаров. Есть светящиеся животные и среди обитателей суши: это почти сплошь жуки. В Европе шесть видов таких жуков. В тропических странах их значительно больше. Все они составляют одно семейство лампирид, то есть светляков. "Иллюминация", устраиваемая иногда этими жучками, представляет очень эффектное зрелище.
Какую роль играет свечение в жизни животных? Ответить на этот вопрос в каждом отдельном случае пока не удалось. Но в пользе свечения для многих животных вряд ли можно сомневаться. Светящиеся рыбы и раки живут на такой глубине, куда солнечный свет не проникает. В темноте трудно различать, что делается вокруг, выслеживать добычу и вовремя ускользнуть от врага. А между тем светящиеся рыбы и раки – зрячи, имеют глаза. Способность свечения облегчает им жизнь.
Кроме того, мы знаем, как влечет некоторых животных к свету. Рыба, у которой на голове торчит нечто вроде электрической лампочки, или рыба-удильщик, наделенная длинным, как шнур, щупальцем "с фонариком" на конце, используют светящиеся органы для привлечения добычи. Некоторые разновидности маленьких светящихся рачков в минуту опасности выбрасывают струи светящегося вещества, возникающее при этом светящееся облачко скрывает их от врага. Наконец, свечение у некоторых животных служит средством нахождения и привлечения одного пола животного к другому: самцы таким образом находят самок или, наоборот, привлекают их к себе. Следовательно, свечение животных – одно из приспособлений, которыми так богата живая природа [1].
После объяснения дети записывают в тетради определение света: Свет – это поток электромагнитных волн и составляют схему “Источники света” (См. Презентацию к уроку слайд №2.)
2. Искусственные источники света (опыт с использованием светильников или фонарей) (5 мин.)
Ученикам предлагается сравнить светильник с лампой накаливания и светильник, в котором используется люминесцентная лампа. На основании наблюдений, дети делают вывод о том, что лампа накаливания помимо света образует еще и много тепла, делают вывод о целесообразности использования люминесцентных ламп с целью энергосбережения и экономии семейного бюджета.
3. Свойства света (15 мин.)
(Опыты, которые ученики проводят, работая парами, в результате работы они должны заполнить таблицу, заранее оформленную в тетради) Если дети затрудняются сделать выводы самостоятельно, они могут воспользоваться текстом учебника § 17, стр.64-65, 68-69
Опыт №1. Прямолинейное распространение света.
Один из учеников держит белый лист бумаги, используя его как экран, другой держит фигурку, вырезанную из черной бумаги между экраном и светильником, на белом листе образуется тень, меняя черные фигурки, дети убеждаются, что тень всегда повторяет форму того тела, которое её отбрасывает, свои наблюдения ученики записывают в таблицу.
Опыт №2. Свет отражается от поверхности предметов.
Ученики с помощью зеркал отражают свет от настольных и потолочных светильников, этот опыт демонстрирует способность световых лучей отражаться от поверхности различных тел.
Опыт №3. Разложение белого света на основные цвета.
С помощью стеклянных призм дети разлагают свет на спектр.
После окончания самостоятельной работы проводится беседа, в ходе которой, проверяется правильность заполнения таблицы, и демонстрируются слайды № 13 – 16 презентации к уроку, где показаны природные явления, связанные со свойствами света (фотографии солнечного затмения, гало, радуги). Также демонстрируется ход солнечного и лунного затмения с помощью теллурия.
Предполагаемый результат заполнения таблицы “Свойства света”
№ опыта | Что делаю. | Что наблюдаю. | Вывод |
1 | Располагаю черную фигурку между светильником и белой бумагой | На белом листе появилась тень, форма тени повторяет форму фигурки | Свет распространяется прямолинейно |
2 | С помощью зеркала вызываю появление солнечных зайчиков | Световые лучи попадают на стены, потолок и в другие места, хотя источник света повернут совсем в другую сторону. | Свет отражается от поверхности |
3 | Ставлю между источником света и бумагой стеклянную призму. | На белом листе возникает цветная полоса | Белый свет состоит из 7 основных цветов. |
IV. Закрепление (7 мин.):
Ученикам предлагается придумать по1 вопросу к данному уроку, вопросы записываются в таблицу (Приложение 2), затем вопросы по очереди задаются соседу по парте, если на вопрос был получен правильный ответ, то в колонке напротив вопроса ставится знак “+”, если неверный – “-”, при частично правильном ответе ставится знак “±”. Затем соседи меняются тетрадями и ученики записывают свое мнение о вопросе соседа в соответствующую колонку. В ходе беседы выборочно проверяются вопросы и ответы учеников, а также комментарии к вопросам, выбираются наиболее удачные вопросы.
Домашнее задание § 17, выполнить упражнения для домашней работы на страницах 65, 67.
Литература:
- НАУКА И ЖИЗНЬ / Архив журнала “НАУКА И ЖИЗНЬ” / Ваше свободное время / Классики популяризации №8, 2004 год В. ЛУНКЕВИЧ “Светящиеся животные”
- Природоведение 5 класс Т.С.Сухова, В.И. Строганов0, М. “Вентана -Граф”, 2009 год.
Приложение 1. Инструктивная карточка к опытам
Опыт №1. Возьмите светильник, лист бумаги и фигурки из черной бумаги, расположите черную фигурку между источником света и белым листом. Что появилось на белом листе? Замените фигурку на другую, что изменилось? От чего будет зависеть форма тени? Запишите свои наблюдения в таблицу, если затрудняетесь объяснить результаты самостоятельно, найдите ответ в тексте § 17, стр.64-65.
Опыт №2. Возьмите зеркало и попробуйте пустить “солнечного зайчика”, как вы думаете, почему это возможно? Запишите свои наблюдения в таблицу, если затрудняетесь объяснить результаты самостоятельно, найдите ответ в тексте § 17, стр. 68.
Опыт №3. Возьмите стеклянную призму и разместите её между источником света и белым листом. Что вы наблюдаете? Стр. 68-69.
Таблица. Свойства света.
№ опыта | Что делаю. | Что наблюдаю. | Вывод |
1 | |||
2 | |||
3 |
Приложение 2. Закрепление
Вопрос | Правильность ответа | Комментарий к вопросу |