Литературная гостиная "Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?.."

Разделы: Начальная школа


Подготовка:

Оформление

Для оформления можно использовать репродукции картин и плакаты:

  • А.И.Лактионова “Письмо с фронта”;
  • плакат В.Корецкий “Воин Красной армии спаси!”;
  • плакат И.Тоидзе “Родина – мать зовёт”;
  • плакат В.Артамонов “На дорогах войны”.

Выставка детских рисунков “Война глазами детей”.

Выставка книг писателей о тяжёлом военном детстве.

Музыкальное оформление:

Аудиозаписи песен:

  • А.Розенбаум “А может не было войны”;
  • “Бухенвальдский набат” муз.В.Мурадели сл.А.Соболева;
  • “Школьный вальс”;
  • “Священная война” муз.А.Александрова сл.В.Лебедева – Кумача;
  • “Тёмная ночь” муз.Н.Богословского сл.В.Агатова;
  • “Журавли” муз.Я.Френкеля сл.Р.Гамзатова;
  • “Ленинградская симфония” Д.Шостаковича;
  • “День Победы” муз.Д.Тухманова сл.В.Харитонова.

Музыкальное сопровождение: (к исполнению песен вокальной группы).

  • “Тёмная ночь” муз.Н.Богословского сл.В.Агатова;
  • “До свидания мальчики” Б.Окуджава

Оформление зала:

(Звучит аудиозапись песни “А может не было войны” А.Розенбаума )

Ведущий: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Прошло (…) лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.

Давайте же перелистаем некоторые страницы ВОВ и вспомним, как всё это было.

На одной из этих страниц надпись: (Презентация. Слайд)

(Звучит Бухенвальдский набат” муз.В.Мурадели, сл.А.Соболева.)

Ведущий:

– “Дети и война – нет более ужасного сближения
Противоположных вещей на свете”
(А.Твардовский)

(Меняются слайды с изображение детей.)
(Читают во время смены слайдов.)

Ведущий: Дети как и взрослые не щадили своих сил…

1-й ученик:

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
(Р.Рождественский)

Ведущий: Сколько горя принесла война, сколько человеческих жизней разных народов унесла. В те годы весь шар земной был в тревоге, но больше всего досталось детям, ведь беды совсем ничего не предвещало…

2-й ученик:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром
и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

(Звучит “Школьный вальс”, танцевальная группа класса в школьной форме танцует вальс, внезапно звучит “Священная война” муз.А.Александрова, сл.. В.Лебедева-Кумача.)

Ведущий: Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого года. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели:

3-й ученик:

Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись, полы.

4-й ученик:

Когда же идя на ученья,
Мы путали ногу под час
– Двадцать пятого года
рожденья!
С усмешкой кивали на нас.
Но фронт наступил!
Мы мужали
В сраженьях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь
Друзей после битв хороня.

(Вокальная группа класса исполняет песню “До свидания, мальчики…” Б.Окуджавы.)

Ведущий: В первые дни войны враг наступал. Занимал города, сёла. Люди вынуждены были эвакуироваться в глубь страны.

5-й ученик:

Кто сумел – уехали,
Как мать говорит, в чём есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню: хотелось есть.

А помню: в низеньком городе
Шумел барахольный ряд.
Неслышно вздыхали: “Дорого”,
Шептали: “Москву бомбят”

Не помню я улиц с деревьями.
В садах – лишь стволы да пни.
Ни дня с облаками, сиренями.
Сплошь мокрые, голые дни.

Ведущий: В спешке эвакуации дети теряли своих родителей. (Слайды.)

6-й ученик:

Майор привёз мальчишку
на лафете.
Погибла мать. Сын не простился
с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней
места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка,
Привязанный к щиту,
чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую
игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал
рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет
до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратился
с нами
И поцелует горсть своей земли.
За всё, чем мы с тобою дожили,
Призвал нас к бою
воинский закон.
Теперь мой дом не там,
где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
К.Симонов

(Звучит песня “Тёмная ночь” муз.Н.Богословского, сл.В.Агатова в исполнении вокальной группы класса.)

Ведущий: Марии Рольникайте 14-летней девочкой оказалась на оккупированной территории, была узницей двух лагерей. Её записи того времени – книга !Я должна рассказать” _ переведена на 18 языков мира. Правда о фашистских кругах ада поразила душу девочки. Она не может быть спокойно и молчать, она должна рассказать об этом людям, чтобы никогда не повторили такое.

Учитель и ученица:

Их расстреляли на рассвете,
когда вокруг ределя мгла.
Там были женщины и дети,
и эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
и стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский,
Наивный, чистый и живой:
– Чулочки тоже снять мне, дядя? –
не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
трёхлетней девочки глаза.
– Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении на миг эсесовец
обмяк,
Рука сама собой с волненьем
вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
и, кажется, он в землю врос:
– Глаза, как у моей Неминьи, –
во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
проснулась в ужасе душа,
Нет! Её убить, её не сможет…
и дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках,
снять не успела, не смогла..
Солдат, солдат, что, если б дочка
твоя вот так бы здесь легла?
Вот это маленькое сердце
пробито пулею твоей.
Ты человек, не только немец,
или ты зверь среди людей?
Шагал эсесовец угрюмо,
не поднимая волчьих газ.
Впервые, может, эта дума
в мозгу отравленном зажглась?
И всюду взгляд её светился,
и всюду чудилось опять.
И не забудется отныне:
– Чулочки тоже, дядя, снять?...

(Звучит аудиозапись песни “Журавли” муз.Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова.)

Ведущий: Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. людей, в том числе 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: “Скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде”.

8-й ученик:

Кто – то родом из детства…
Я – из войны,
Из блокадного бедствия
из её глубины.
Влюблена была в небо,
но небо меня
Обмануло нелепо среди
белого дня.
С неба падали бомбы, разрушали
дома.
Поднялась из обломков, как –
не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко
друзей.
Хорошо они пели в первой роте
моей.
Были родом из детства все друзья
у меня.
Не могу я согреться без них
у огня.
Г.Беднова

(Звучит фонограмма аудиозаписи Ленинградской симфонии Д.Шостаковича.)
(Показ слайда с портретом Тани Савичевой.)

Ведущий: Жила в Ленинграде на второй линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой дружной семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Лёня, дома его звали Лёкой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Лёша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Тане Савичевой было 11 лет. Она вела дневник. Вот страницы из дневника Тани Савичевой.

(Показ слайда со страницами из дневника.)

Ученик читает записи.

Ведущий: Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле поставили пионеры памятник.

(Звучит аудиозапись песни “Ленинградские мальчишки.)

Ведущий: Трудовой героизм… Это особая страница истории ВОВ. Рабочие почти круглосуточно трудились на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: “Всё для фронта, всё для победы!” У станков стояли даже дети 12–14 лет.

(Показ слайда.)

9-й ученик:

Зачем ты, война, у мальчишек
их детство украла?
И синее небо, и запах простого
цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать
до станка…
В.Радкевич.

Ведущий: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Партизаны своими действиями нанесли огромный урон войскам противника: выводили из строя эшелоны, взрывали мосты, обрывали линии связи Были среди партизан и дети.

10-й ученик:

Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных.
Свору чёрных псов войны…
Вам опора и подмога
Белорусский наш народ.
Не страшит вас пусть тревога –
Партизанская дорога
Вас к победе приведёт.

(Дети рассказывают о пионерах-героях с использованием слайдов.)

Рассказывают ученики:

(Слайд “Марат Казей”.)

В белорусскую деревню, где жил Марат вместе с мамой, ворвались немцы. Осенью Марату не пришло идти в 5-й класс. Школу заняли фашисты. За связь с партизанами мать мальчика повесили в Минске. Вместе с сестрой мальчик ушёл в партизаны. Марат проникал во вражеские гарнизоны, добывал ценные сведения. Марат погиб в бою. Когда у него кончились все патроны и осталась только одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал их … и себя. Марату присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

(Слайд “Зина Портнова”.)

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в Витебской области, куда девочка приехала на каникулы. Там была создана организация “Юные мстители”, в неё входила и Зина. Она распространяла листовки, по заданию партизан вела разведку. В декабре 1943 года, когда Зина возвращалась с задания, её выдал предатель. Девочку пытали, но она молчала. Во время допроса Зина схватила со стола пистолет и выстрелила в офицера, потом ещё в одного, пыталась бежать, но её схватили и зверски замучили. Звание Героя Советского Союза Зине Портновой присвоено посмертно.

(Слайд “Лёня Голиков”.)

Когда немцы заняли родное село, Лёня ушёл к партизанам. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, когда Лёня вёл бой один на один с генералом. Из взорванной машины генерал с портфелем в руках бросился бежать. Почти километр преследовал Лёня врага и наконец убил. В портфеле оказались очень важные документы, которые штаб партизан сразу же переправил в Москву. Немало было боёв в его недолгой жизни. Лёне Голикову присвоено звание Героя Советского союза посмертно.

(Слайд “Валя Котик”.)

Родился Валя в селе Хмелёвка Шепетовского района. Учился в школе и был вожаком среди пионеров. Когда Шепетовку заняли немцы, Валя вместе с друзьями решил бороться с врагом. Собрав после боя оружие, ребята переправили его в партизанский отряд. Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили ему быть связным между партизанским отрядом и подпольной организацией. Узнав о карательной операции Валя выследил немецкого офицера, возглавлявшего операцию, и убил его. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза.

(Минута молчания.)

Ведущий: “Никто не забыт, ничто не забыто…”– пусть эта замечательна традиция нашего народа станет традицией и нашей жизни, ребята. Пусть светлая память о павших соединиться с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину.

– Почтим память всех погибших в этой страшной войне минутой молчания

Ведущий: В Красноярске в сквере на пересечении пр. Мира и улицы Парижской Коммуны 7 мая состоялось торжественное открытие первого памятника Детям войны. На площади перед памятником собралось более 200 человек.

(Слайд с изображением памятника.)

11-й ученик:

Ты стала вновь могучей
и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепелённые года…
А.Ахматова

Ведущий: День Победы – светлый праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа – победителя. Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории. Оно и сегодня волнует людские души словами песен и стихов. Оно вечно в благодарной памяти потомков.

(Звучит аудиозапись песни “День Победы”муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова.)