Формирование опыта проектной самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики

Разделы: Математика


Тема, над которой я работаю это “Формирование опыта проектной, самостоятельной деятельности обучающихся на уроках информатики и математики”. Выбрала я её потому что, изменения современного общества предъявляют новые требования к системе образования: России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В законе Российской Федерации “Об образовании” подчеркивается задача всестороннего развития личности учащегося, необходимость формирования творческих способностей, создания благоприятных условий для всестороннего их развития.

Гармоничному развитию творческой личности способствует включение обучающихся школы в творческую деятельность на уроках математики. Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию.

Задача школы состоит в том, чтобы давать определенный минимум знаний – фактов, положений, истин научных, технических, политических, эстетических. Но самое главное – научить школьника овладевать методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления, закономерностями познания. Для этого нужно учить детей самостоятельности.

Самостоятельность – это способность ребёнка самому приобретать знания под руководством учителя или без него, умение выбрать главное, проанализировать прочитанное.

Учитель должен активно формировать самостоятельность в обучении, как в смысле овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, так и в смысле создания особых личностных отношений к деятельности её продукта. Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения.

Под самостоятельной работой учеников, обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Таким образом, не всякую практическую работу можно назвать самостоятельной. Перед самостоятельными работами ставится цель формировать самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить.

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте приводит школьника к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему значения, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Существует различное множество классификаций самостоятельных работ, но я пользуюсь той, которая мне подходит.

Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля.

Самостоятельные работы подразделяю: на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:

По образцу;
По инструкции и алгоритму;
По готовым схемам, чертежам, графикам;
С указанием к решению;
Вариативные;
С промежуточными записями;
Математические диктанты;
Лабораторные работы;
Тестовые опросы;
Экспресс-диктант;
Опрос эстафета;
Опрос игра;
Работа с учебником и со справочной литературой;
Работа с взаимопроверкой и самопроверкой;
Эвристические;
Сочинения;
Рефераты;
Доклады и т. д.

Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считать завершенным все зависит от творчества учителя.

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цель работы: закрепление изученного материала, например, формул, решение типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа.

Обычно состоит из 3–4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним , то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера.

Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Математический диктант.

Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.

Экспресс-диктант.

Проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.

Самостоятельная работа с выборочной системой ответа.

Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы:

Последовательное предъявление вариантов ответа.

Введение дополнительных пунктов ответа “не знаю”, “правильного ответа нет”.

Мотивировка к выбранному ответу.

Увеличенный выборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.

Опрос-эстафета.

Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают “эстафету” следующему по команде.

При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.

Творческие самостоятельные работы.

Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.

Существуют требования к самостоятельной работе:

1) обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
2) следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
3) использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Математика формирует пространственное мышление, обеспечивает свободу и легкость создания образов и оперирования ими.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обучать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке. Необходимо отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая эти формы в процесс объяснения или закрепления. Чтобы самостоятельная учебная деятельность протекала успешно, необходимо обязательно проверить у каждого результаты всех видов самостоятельной работы. Такую контролируемость можно осуществить, доверив большую часть учащимся.