Раздел Общая биология курса биологии является завершающим этапом изучения основ жизни организмов и оказывает огромное влияние на развитие абстрактно-логического мышления, научно-материалистического мировоззрения, формирование целостной естественно-научной картины мира и способствуют определению жизненных позиций, обоснованию их с научной точки зрения. В связи с этим важно заинтересовать ребят, привлечь к проблемам широкой взаимообусловленности природных процессов, в том числе жизнедеятельности человека. Здесь важную роль играют межпредметные связи и интеграция широкого масштаба, использование которых обусловлено также возрастными особенностями учащихся старших классов, позволяющее увеличить долю самостоятельности в изучении материала и формировать приемы умственной деятельности высокого уровня: классификации, обобщения, описания объекта с позиций системного структурного подхода.
Для использования интегративного потенциала согласно учебнику "Биология. Общая биология. 10–11 класс", созданному на основе оригинальной программы под руководством В.В. Пасечника, нами рассмотрена тема “Размножение и индивидуальное развитие организмов”, где происходит обобщение материала по данной теме ранее пройденных разделов биологии, изучение на качественно новом уровне понятий о системе, ее регуляции, необратимости процессов в природе, взаимном влиянии условий среды и жизнедеятельности организмов. Тема насыщена также биологическими понятиями разного уровня, для раскрытия которых необходима интеграция [3].
Тема “Размножение и индивидуальное развитие организмов” является логическим продолжением темы “Учение о клетке”, использует знания о клетке для изучения процессов роста, размножения, взаимообусловленности строения и функций клеток, рассматривает клетку и отдельный организм с позиций системы, способной к саморегулированию [2]. Тема размножения организмов формирует понятия у учащихся о мейозе, митозе и особенностях размножения для использования этих знаний при изучении основ генетики [1]. В процессе изучения размножения и развития организмов прослеживаются внутри-предметные связи.
Данная тема содержит большое количество узкоспециализированных, отраслевых и общебиологических понятий, а также основана на понятия, законы и закономерности, общие для различных дисциплин. При ее изучении целесообразно использовать содержательно-информационные (общие понятия биологии с химией, экологией, физикой, математическими способами решения задач, географией и историей) и организационно-методические (использование цифровых образовательных ресурсов в качестве наглядности, как способ упражнения, проверки знаний – взаимосвязь с информатикой) виды межпредметных связей (табл.).
Ретроспективные связи наблюдаются при использовании знаний о строении и функциях спиртов, белков, липидов для выявления их влияния на организм. Первые полно изучаются в курсе химии по времени раньше, чем в биологии. Подобный вид межпредметных связей проявляется при использовании заданий для учащихся по составлению компьютерных презентаций для изучении темы по биологии. Тема "Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии" изучается в 9-м классе курса информатики. Применение ранее полученных знаний целесообразно в 10 классе по биологии.
Историко-научные знания показывают учащимся исторический процесс развития науки и процесс отдельного научного открытия. Межпредметные связи в обучении темы способствуют объяснению причинно-следственных связей влияния химических соединений на рост и размножение организмов с помощью знаний из химии.
Межпредметные связи темы “Размножение и индивидуальное развитие”
Таблица.
№ | Тема урока | Ведущие положения темы урока | Дисциплина | Знания дисциплин для раскрытия ведущих положений темы | Виды межпредметных связей |
1 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз | Клетка – элементарная единица живого, открытая система. Фазы жизненного цикла клетки. Апоптоз | Химия, экология, физика | Особенности строения
нуклеиновых кислот, свойства белков, липидов. Система и ее саморегулирование, необратимость процессов в природе. Влияние веществ на жизнедеятельность клетки |
Межпредметные: фактические, понятийные, перспективные – содержательно-организационные . Внутрицикловые |
2 | Мейоз | Фазы мейоза, конъюгация, кроссинговер | Экология, математика, информатика | Влияние внешних условий
на результат мейоза. Алгоритм решения биологических задач. Технологии работы с цифровыми образовательными ресурсами |
Фактические,
теоретические – содержательно-организационные, внутрицикловые. Организационно-методические. |
3 | Способы размножения организмов | Самовоспроизведение,
бесполое размножение, почкование, споры, деление тела, вегетативное
размножение. Половое размножение. Гермафродитизм. Полиэбриония. Копуляция |
Экология, информатика | Практическое применение способов размножения растений. Система, ее самовоспроизведение. Взаимосвязи среды и условий обитания с особенностями размножения. | Фактические, понятийные -
содержательно-информационные, внутрицикловые. Организационно-методические, межцикловые, ретроспективные. |
4 | Развитие половых клеток. Оплодотворение | Сперматогенез, овогенез и их фазы, строение половых клеток, семенники, яичники. Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение. Клетка – элементарная целостная живаясистема. | Экология, химия, математика, история | Влияние химических
веществ на развитие половых клеток. Взаимосвязь местообитания с
особенностями размножения и оплодотворения. Ученые, открывшие процессы оплодотворения. |
Фактические, теоретические, понятийные. Внутрицикловые и межцикловые |
5 | Онтогенез | Онтогенез, его типы. Эмбриональный период (зигота, бластула, гаструла, нейрула), постэмбриональный период (прямое и непрямое развитие). | Экология, география, химия | Открытая
система. Влияние внешней среды с ее условиями на развитие организмов. |
Фактические, понятийные, внутрицикловые, ретроспективные |
В качестве примера использования широких межпредметных связей создана презентация “Способы деления клеток”, дополняющая конспекты интегрированных уроков, посвященных материалу о жизненном цикле клетки, способах деления клеток и их значении для всего организма во взаимосвязи со знаниями из курсов химии, экологии, математики, информатики. Проведение данных уроков предполагает наличие цифровых образовательных ресурсов.
Уроки с привлечением межпредметных связей способствуют повышению интереса к предмету, развитию абстрактно-логического мышления, расширению кругозора, повышении значимости каждой учебной дисциплины.
Список литературы
- Общая биология: учеб. для 10–11кл. общеобразоват. Учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов [и др.] / под ред. Д.К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2001. – 303 с.
- Соловьева Е.А. Реализация потенциала межпредметных связей в курсе общая биология // Проблемы естественно-математического образования в исследования профессионально ориентированной личности: материалы международной студенческой научно-практической конференции. – Соликамск: ГОУ ВПО “СГПИ”, 2010. – С. 230–233.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985. – С. 45–49.