Коррекционные задачи: развивать внимание, память, слуховые и зрительные ориентировочные реакции, познавательную и речевую активность, отрабатывать необходимые двигательные умения.
Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать как раньше люди определяли время, познакомить детей с различными видами часов, рассказать, как важно для человека рационально использовать время, продолжать расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, любознательность, бережное отношение ко времени.
Материал к занятию: часы-будильник, наручные часы, настенные часы, книга И.Кобитина”Дошкольникам о технике”, макет часов, иллюстрации различных часов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, представьте себе пожалуйста такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)
- А ведь когда-то очень-очень давно часов у людей не было совсем и они узнавали время по солнцу. Встало солнце-пора людям вставать, за работу приниматься. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться. Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг начертил круг, разделил круг на части. Каждая часть равнялась одному часу, так человек изобрел солнечные часы. Это были первые часы, которые изобрел человек, но пользоваться ими человек мог не всегда.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору и кричат “ку-ка-ре-ку”.
- Узнали кто это? Петух просыпается рано утром и своим пением будит людей. Но по пению петуха трудно определить точное время. И как узнать время ночью? И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверствием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверствия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водные часы, но и они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду.
Физминутка.
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они показывали время и днем и ночью. И придумали. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок значит прошло определенное количество времени. Эти часы назвали песочными.
Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
А вот по цветочным часам можно. Давным-давно люди заметили, что цветы открываются и закрываются не когда им вздумается, а свое определенное время. Одни утром, другие вечером. Так появились цветочные часы, но ходят они только в солнечную погоду, в пасмурную погоду все цветы закрыты. Физминутка.
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это механические часы. Внутри их человек поставил пружинку, закрутил ее, чтобы она раскручивалась с определенным интервалом, прикрепил к ней зубчатое колесико. Колесико крутится, вертит прикрепленные к ней стрелки, которые показывают время. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Потом человек придумал часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький эл. моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не нужно. На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от эл. сети и на батарейках.
А еще человек придумал наручные часы, настенные, настольные. Есть даже часы-сказка. Они висят на стене Центрального театра кукол в Москве. А самыми главными часами нашей страны стали Кремлевские куранты. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается под бой этих часов. И еще приход каждого Нового года оповещает бой курантов.
Итог занятия подводит воспитатель.
Конспект познавательного занятия
“Куда идут часы”
Коррекционные задачи: развивать зрительную память, внимание, фиксацию взора, умственную и речевую активность.
Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с прибором учета времени - часами, с их строением – корпус, циферблат, стрелки, заводная головка для завода часов и перевода стрелок, познакомить с мерами времени – часом, минутой, секундой, учить пользоваться часами, развивать чувство времени, продолжать учить детей определять и называть части суток.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, самостоятельность, выдержку, навыки самоконтроля.
Материал к занятию: часы механические - будильник, электронные, наручные, настенные, макеты часов на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами знаем, что человек пытался определять время при помощи различных часов. Это и солнечные часы, и водные и песочные, и цветочные, но удобнее всего оказались часы, которыми мы пользуемся сейчас. Давайте поближе познакомимся с ними. Часы называют прибором учета времени.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Потому что только по часам можно определить точное время, можно точно назвать который час, сказать сколько прошло минут, секунд. Часы бывают разные, но все они устроены одинаково. У всех часов обязательно есть корпус, три стрелки – часовая, минутная, секундная, циферблат на котором расположены цифры, обозначающие часы, еще на циферблате нанесены деления, которые обозначают минуты и секунды. (Рассказывая о часах воспитатель показывает на макете устройство часов).
Физминутка.
Игровое упражнение “Найди отличие”. Дети сравнивают макеты часов и настоящие часы, находят, что у них общего и чем отличаются.
Практическое занятие – А теперь мы с вами посмотрим, в каком положении должны находиться стрелки, чтобы показать нам правильное время. Например, чтобы показать нам 9 часов утра, время начала наших занятий, большая минутная должна стоять на цифре 12, а маленькая часовая на цифре 9. Затем дети самостоятельно устанавливают время 10 ч., 12 ч., 8 ч.
Итог занятия подводит воспитатель.
Конспект познавательного занятия
“Что можно сделать за минуту?”
Коррекционные задачи: развивать зрительно-двигательную координацию, внимание, память, ориентировку и чувство времени, речевую активность.
Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с длительностью 1-3 минутного интервала времени, учить контролировать время по часам в процессе разнообразной деятельности, Продолжать учить детей пользоваться часами, закрепить устройство часов.
Воспитательные задачи: воспитывать ответственность, самостоятельность, любознательность.
Словарь: корпус, стрелки, циферблат, минутная, часовая, секундная, деления.
Материал к занятию: макеты часов на каждого ребенка, секундомер, простой карандаш, лист бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы продолжим изучать время и прибор учета времени. Как он называется? (Часы)
- Какие бывают часы? (Солнечные, песочные, цветочные, механические, электронные)
- Чем измеряется время? (Часами, минутами, секундами)
- Самая короткая мера измерения времени? (Секунда)
- Самая длинная? (Час)
А вы знаете, ребята, сколько длится 1 минута? (Ответы детей)
- Минута - это 60 секунд. Если секундная стрелка прошла по циферблату полный круг, значит прошла одна минута. Знаете ли вы, что можно успеть сделать за 1 минуту? Давайте проверим. Воспитатель включает секундомер и дети выполняют различные движения. По команде “стоп” все садятся и рассказывают что успели сделать за это время.
- Видите как быстро прошла одна минута, и как мало вы успели сделать за эту минуту. А если бы у нас было 2 минуты – мы бы сделали в два раза больше, а если бы у нас было 3 минуты – значит в три раза больше. Вот сейчас мы и проверим, сколько дел вы сможете сделать за 3 минуты?
1 задание. На листе в клетку нарисовать кружки на каждой сторочке. Затем сосчитать, сколько кружков успели нарисовать за три минуты.
Пальчиковая гимнастика на расслабление.
2 задание. Из листа бумаги сложить лодочку за три минуты.
Физминутка “Буратино”.
3 задание. Проводится игра “Кто быстрее оденется?” Считалкой выбирают двух детей и предлагают им за три минуты одеться как на прогулку. По истечении времени подсчитывают кто сколько вещей успел надеть на себя за это время.
- А теперь давайте вспомним как устроены наши часы.
- Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка для перевода стрелок и завода часов)
- Что нарисовано на циферблате? (Цифры и деления)
- Что они обозначают? (Цифры - часы, деления - секунды и минуты)
- Как называются стрелки, показывающие время? (Большая - минутная, маленькая - часовая)
Итог занятия: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались. Теперь вы знаете как бывает приятно, когда все успеваешь сделать вовремя, и как бывает обидно, когда ничего не успеваешь.