Цели занятия.
Задачи занятия.
- Сформировать понятие “Эпоха Возрождения”.
- Понимать процессы, происходящие в обществе как поступательное движение в исторической перспективе.
- Познакомить с эстетическим содержанием эпохи.
- Воспитать умение описывать и анализировать памятники искусства, выявлять общее и особенное в них.
- Развивать познавательную активность, творческое воображение и фантазию путем вовлечения в процесс исследования.
- Пробудить интерес к изучению истории искусства.
- Воспитывать чувство гуманизма.
- Показать неразрывные связи между различными эпохами развития человечества.
- Сформировать восприятие культуры эпохи Возрождения как неотъемлемой части мировой художественной культуры.
Методы обучения:
- метод экспозиционного показа;
- метод сравнения и сопоставления произведений искусства;
- метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Тип занятия.
Урок-обобщение по пройденному материалу с элементами исследования новых тенденций в культуре эпохи Возрождения, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс. Освоение нового материала строится путем создания проблемной ситуации на основе вопроса: “Что увидел Леонардо?”.
Структура занятия.
- Организация класса.
- Обоснование темы, цели и задач урока.
- Содержание занятия по теме “Что увидел Леонардо”.
- Подведение итогов и выводы.
Оборудование и материалы: плакаты с эпиграфом, высказываниями о культуре Древнего Египта, Древней Греции, христианстве, эпохе Возрождения, карта Италии.
Изобразительный ряд: иллюстрации по первобытному искусству, искусству Древнего Египта, Древней Греции, искусству средневековья, портреты эпохи Возрождения.
Эпиграф: “Подчиняясь жадному своему влечению,...блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный... Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там в глубине, но великая темнота мешала мне.... Внезапно во мне пробудились два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине”. Леонардо да Винчи.
Постановка проблемы
Урок проводится на общеэстетическом отделении Детской музыкальной школы и рассчитан на одно занятие (2 часа). В сокращенном варианте (1 час) возможно проведение в образовательной школе на уроке МХК или на уроке истории искусства в ДХШ. Специфика данного типа занятия - обобщение пройденного материала и усвоение нового в сопоставлении с предшествующими эпохами развития мировой художественной культуры – определяет драматургические особенности его построения. В самом названии темы: “Что увидел Леонардо” содержится установка не на прямолинейную подачу материала, а приглашение к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, направляемые учителем, и опираясь на собственные знания. Это дает возможность понять, как в недрах уходящей эпохи вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс. Драматургической завязкой, вокруг которой выстраивается независимое расследование, является высказывание Леонардо да Винчи о “темной пещере”. В связи с этим возможно разделение учащихся на несколько групп: очевидцев событий, исследователей, экспертов, подводящих итоги по каждому этапу расследования. В результате проведенного расследования мы увидим, как в центре культуры всегда оставался “Человек”, а эпоха Возрождения подняла его значение на невиданную дотоле высоту.
Содержание занятия
Во вступительном слове учителя определяются цели и задачи расследования. Учащимся предлагается высказать свои версии по поводу того, что имел в виду Леонардо, говоря о “темной пещере” - конкретное место или какое-то понятие, образ. Учащиеся успешно справляются с заданием, определяя “темную пещеру” как образ окружающего мира, а чувства Леонардо как страх перед его огромностью и желание познать чудеса, которые таятся в его глубинах.
Учитель. Да, действительно, существует такая версия. Поневоле возникает вопрос: как же все было на самом деле? Послушаем свидетельства очевидцев событий.
Очевидцы. Своими свидетельствами подкрепляют ответы учащихся.
Учитель. Как же люди открывали для себя огромный мир? Давайте обратимся к истокам человеческой цивилизации. В то время сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и религиозные представления, основные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка. В каких отношениях находился человек с окружающим миром?
Очевидцы. Человек не выделял себя из окружающего мира природы. Он наделял ее человеческими качествами. Религиозные представления были слиты с его деятельностью и миром природы: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Основные составляющие любой культуры: природа, человек, бог (далее П, Ч, Б).
Задание. К доске приглашаются учащиеся, которые схематично должны отразить картину мира первобытного человека и соотношение этих элементов, где все части подчинены природе.
Учитель. Были ли в то время люди, которые занимались только искусством?
Свидетели. Нет, искусством могли заниматься все.
Учитель. По каким признакам мы определяем произведения первобытного искусства?
Задание. Учащимся предлагается выбрать иллюстрации, соответствующие памятникам первобытного искусства. Они перечисляют характерные черты: схематичное изображение людей, отсутствие индивидуальных черт, человек еще не научился осознавать связи с окружающим миром, поэтому отсутствует композиционное построение. Главный образ в искусстве – образ зверя, который тщательно изучают и изображают.
Учитель. Почему сначала изображали зверя, а потом уже самих себя?
Очевидцы. Подчеркивают важность знаний о повадках зверя, его привычках, так как зверь являлся одновременно источником жизни и божеством. Первые произведения художественного творчества отражают познавательную потребность первобытного человека, а также его потребность в красоте, стремление сделать ее частью своего бытия.
Эксперты. Подведение итогов по разделу “Первобытное искусство”. Основные выводы: в эпоху палеолита зародились все виды искусства, которые стали для первобытного человека универсальным средством познания мира.
Учитель. И что же было дальше? Продолжим наше расследование, переместившись в следующий пункт – Древний Египет. Что являлось определяющим моментом в его культуре?
Очевидцы. Не было ни одной цивилизации, которая жила бы только одной мечтой – обрести вечную жизнь после смерти. Это и определяет великую древнюю культуру Египта.
Учитель. Каковы были боги, опишите их облик?
Очевидцы. Боги носили звероподобный облик (зооморфный), причем сначала в образе животного, а потом человека с головой животного.
Задание. Учитель показывает изображения египетских богов, учащиеся называют их.
Учитель. Какой художественный образ заключается в произведениях искусства? Какие идеи лежат в его основе?
Очевидцы. В краткой форме рассказывают об особенностях строительства пирамид, о грандиозных храмовых комплексах в Карнаке и Луксоре, скальных захоронениях (храм Хатшепсут), о каноне в изобразительном искусстве на примере скульптуры и рельефных и фресковых росписей, украшающих стены гробниц и заупокойных храмов, об обычае мумифицировать умершего. Рассказ сопровождается изобразительным рядом.
Учитель. У нас есть эксперты, которые исследовали тело умершего. Каковы ваши выводы?
Эксперты. В их заключения можно внести элемент расследования детективного плана на примере мумии Тутанхамона, который предположительно был убит.
Учитель. Чему же служило их искусство?
Эксперты. Главная задача египетского искусства – прославление власти фараона, утверждение его могущества. Красотой искусства они желали наслаждаться вечно.
Учитель. Назовите характерные черты искусства Древнего Египта.
Эксперты. Монументальность, декоративность, синтез всех видов искусства.
Учитель. Изменилась ли схема взаимоотношений человека с миром?
Ответ. Схема остается прежней. Индивидуальность человека не проявляется, правитель обладает абсолютной властью, является олицетворением божества. Условия жизни не позволяют человеку осознать себя как личность.
Учитель. Какой памятник в египетском искусстве может воплощать эти взаимоотношения природы, божественной сущности и человека?
Эксперты. Конечно, это загадочный египетский Сфинкс. Образно его смысл выразил Гегель в своем высказывании, где отметил, что “человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободно смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается из оков”.
Учитель. Итак, выходит, что рабовладельческое искусство породило следующий взгляд на мир и человека: человек – песчинка перед лицом вечности! Но если мы обратимся к искусству Древней Греции, то увидим, что отношения в обществе те же самые - рабовладельческие, но памятники искусства совершенно другие по художественному воплощению и содержанию. Что же изменилось? Каким было мироощущение древних греков? Что вам известно о богах и их облике? Послушаем очевидцев событий.
Очевидцы. Боги были похожи на людей, носили антропоморфный облик, их поведение не отличалось от человеческого, им были свойственны такие же недостатки и пороки (подтвердить примерами из мифологии). Выявить главные качества греческого искусства: мера, гармония, красота. Отсюда следует новая схема отношения человека к действительности: П = Ч = Б Человек – мера всех вещей Человек – центр мироздания
Учитель проводит опрос, задача которого состоит в том, чтобы провести его в интересной и динамичной форме:
- Какие храмы строили греки?
- Кого изображали в скульптуре?
- Каким предстает человек в скульптуре?
- Сравнить со скульптурным портретом императорского Рима.
- Почему возникло такое противоречие? (Греки изображали человека идеального, каким он должен быть, а римляне – каков он есть на самом деле).
Учитель. А что же произошло дальше? Что произошло с падением античного мира? Охарактеризовать эпоху средневековья по следующим параметрам:
- что нового появилось в различных сферах – экономической, социально-политической, духовной – жизни общества;
- раскрыть доминирующую роль христианства, охарактеризовать категории средневекового мышления;
- отразить новое средневековое мышление и мироощущение в схеме, где Бог является доминирующей частью, творцом природы и человека.
- как повлияло христианство на искусство?
- какие архитектурные стили средневековья вам известны?
- Объясните, что означают выражения: “Замок – крепость феодала, церковь – крепость Бога”. Как это отразилось в архитектуре романских и готических храмов?
- Интересен ли художникам человек? Как это проявляется в скульптуре? (Иллюстрации Шартрского портала, ангел “Реймсская улыбка”).
Учитель. Итак, человечество проделало огромный путь познания самого себя, проникнутый стремлением осознать свое место в окружающем мире. Новая эпоха властно заявляет о себе. Послушаем свидетельства очевидцев.
Очевидец. Учащийся зачитывает высказывание гуманиста Пико делла Мирандолы: “Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле”.
Учитель просит найти ключевые слова в этом высказывании, характеризующие новую эпоху. Учащиеся должны понять, что это слова “твоей внутренней воле”, то есть новая эпоха формирует новый тип человека – активного, целеустремленного, жаждущего познания и расширения представлений об окружающем мире.
Рассказ учителя об экономических изменениях в обществе, которые связаны с появлением зачатков капитализма в Италии, где был более интенсивным товаро-денежный обмен, выгодное географическое положение Италии. Вниманию экспертов предлагается карта Италии в качестве вещественного доказательства места происшедших событий. Питательной средой для формирования новых взглядов послужило искусство античности, памятники которого в избытке находились на территории Италии. Поэтому именно Италию принято считать колыбелью эпохи Возрождения. Прорыв к познанию мира, который был совершен первыми гуманистами после веков господства христианских догм, позволяет называть их “титанами эпохи Возрождения”.
Для этой части урока можно подготовить выступления учащихся с изложением нового материала, так называемые “опережающие задания”. Рассказ строится по схеме: новое в экономике – новые классы – новое мировоззрение – новые люди – новое…?, где учащиеся самостоятельно должны придти к выводу, что особенности социально-экономического и духовного развития общества определили появление нового искусства, которое не могло оставаться прежним.
Учитель. Кто же были эти “новые люди” - творцы эпохи Возрождения? Что появляется в результате их деятельности? Для сравнения с предшествующим периодом рассмотрим портреты людей Возрождения. Интересным моментом идентификации личности и определения качеств характера нового человека эпохи Возрождения является сравнение картин: Карпаччо “Рыцарь”, закованный в латы, который воспринимается как носитель ушедшего средневековья. Он замкнут в себе, отгорожен от мира тяжелыми доспехами. А рядом с ним – горделиво посаженные головы в профильном развороте персонажей эпохи Возрождения. В портретах ясно читаются черты характера: чувство собственного достоинства, утверждение ценности человеческой личности, независимость. Первыми творцами Возрождения были гуманисты. Если вновь обратиться к схематичному отражению связей человека с миром, то выстраивается таблица, в которой видны черты античного мироощущения: П = Ч = Б
Здесь следует записать в словарь новые определения слов: античность, Возрождение, Ренессанс, гуманизм. А в результате нового отношения к миру и деятельности человека появляется “новое искусство” - дописать в схему.
Учитель. Каким же будет это новое искусство? Постараемся определить его основные черты. Учащимся предлагается заполнить таблицу. Можно использовать индивидуальные или групповые формы работы с классом (по рядам) Одни отмечают особенности средневекового искусства, другие - искусства эпохи Возрождения. Это задание можно выполнить путем сравнения средневековой иконы и “Мадонны Бенуа” Леонардо да Винчи.
Характерные черты в искусстве |
Средние века |
эпоха Возрождения |
Принцип изображения | Условность | “Окно в мир” |
Тематика изображений | Определяет христианство | Научное познание мира |
Взаимоотношение видов искусства | Архитектура - ведущий вид искусства | “Живопись - царица искусства” |
Система жанров | Синтез видов искусства, подчинение архитектуре | Обособление жанров: исторический, портрет, пейзаж |
Отношение к творчеству | Анонимность, коллегиальность | Авторские работы, черты индивидуального творчества |
Взгляд на природу творчества | Проникновение в божественную сущность | Художник подобен Творцу |
Заключение. Итоги и выводы.
Учитель. Итак, вернемся к центральному вопросу нашего независимого расследования “Что увидел Леонардо?” и обобщим изыскания:
- мир предшествующий – пещера – темен и мрачен;
- чудесное, которое хотел он изведать, свет, который забрезжил впереди, - современность - новая эпоха, которую назовут эпохой Возрождения;
- человек оказывается в центре внимания гуманистов. Человек – центр мироздания и мера всех вещей.
В конце можно задать еще один вопрос, чтобы раскрыть связи эпохи Возрождения с современностью. Может быть, все находки и открытия тех далеких времен устарели и не нужны в современном мире? Учитель с помощью наводящих вопросов подводит к основному выводу занятия. Общечеловеческой ценностью на все времена остается гуманизм как система воззрений, проникнутых любовью к человеку, уважением к его достоинству и провозглашающих благо человека высшей целью и заботой государства. В эпоху Возрождения, словно в фокусе, сошлись самые высокие мысли и представления о назначении человека и в этом заключается ее непреходящее значение для мировой художественной культуры.
Чтобы поддержать интерес учащихся до завершающего момента занятия, в заключение предлагается игра “Черный ящик”. Учитель задает вопрос: чтобы получить “это”, нужно взять землю, смоченную водой, или смешать глину с кровью. Иногда “это” получают из глаза, а иногда достаточно одного прикосновения руки. Что “это”?
Ответ. Человек. Описание его сотворения по греческим мифам, шумерским легендам, египетским мифам и библейским сказаниям. В шкатулку можно вложить репродукции с греческой вазописи, Микеланджело “Сотворение Адама”, изображение современного человека – фотографию. Таким образом, тематика урока выдерживается вплоть до завершающего игрового элемента.
Литература
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. – М.: ООО “Издательский дом “Магистр Пресс”, 2001. – 240 с.
- Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура, часть I. – СПб.: СпецЛит., 1999. – 319 с.
- Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
- Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.