Отличие сложного предложения от простого. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания о простом предложении с однородными членами;
  • на основе сравнения простого предложения и сложного найти отличие сложного предложения от простого;
  • формировать умение разделять части сложного предложения;
  • продолжить развивать наблюдательность, логику, мышление.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 4-го класса (часть 1), авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина (образовательная система “Школа 2100”); толковый словарь С.И. Ожегова; набор карточек с заданием; индивидуальные тетради с таблицами, схемами, алгоритмами.

Технологии: проблемное обучение; технология групповой деятельности (работа в парах); игровая технология.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь?
С усердием трудитесь!

II. Чистописание.

На доске слова:

Отчаяние, прилететь, тема, лето, привезти, внутри.

- Прочтите слова, определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания:

а) эта буква обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз (в);

б) эта буква является безударной гласной в корнях глаголов (е).

Пропишите в тетрадях:

ве вее

ев евв еввв

- Какая закономерность в 1-й строке? Во 2-й строке?

- Пропишите соединения. Эти буквы встретятся в словарных словах.

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске:

1)

вокруг залпом вокзал
сезон винтик зонтик
вечер территория ?

- Подумайте, как образовалось третье слово в каждой строчке? (Путём слияния слогов)

- Как получить новое слово в третьей стоке?

- Что такое ветер?

- Более точное толкование значения слова узнаем из толкового словаря. (Назначается умник, который зачитывает справку из толкового словаря С.И.Ожегова)

Справка.

Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном положении.

2) Образуйте однокоренные слова разных частей речи.

сущ.           прил.      нареч.         гл.
Ветер, ветреный, ветрено, проветрить.

- Выделите корень.

- Что заметили в корнях? (Выпала гласная)

- О ком или о чём можно сказать ветреный?

3) - Составьте предложение по схеме так, чтобы словарное слово имело прямое значение.

[ = O, O - ].

Наступила ветреная, дождливая погода.

- Составьте предложение по схеме так, чтобы словарное слово было в переносном значении.

[ - = O, O ].

Приятель был ветреным и несерьёзным.

4) Работа с карточкой (обсудите в паре).

Задание.

- Соедините фразеологический оборот и его толкование.

Ветер в голове. Говорить о ком-нибудь.
Слова бросать на ветер. О пустом, легкомысленном человеке.
Искать ветра в поле. Приспосабливаться к обстоятельствам.
Держать нос по ветру. О бесполезных поисках.

- С какой целью в речи используются фразеологические обороты? (Фразеологические обороты используются в речи для яркости и выразительности)

IV. Проверка домашнего задания.

- В классе мы составляли предложения по схемам. А дома вы наоборот составляли схемы к предложениям.

На доске схемы предложений:

  1. [ - = O, O, O и O].
  2. [ - = O и O, иO, и O ].
  3. [ - = O, O, O и О].
  4. [ - = ].
  5. [ - O и O ].

- Что является главным в предложении? (Грамматическая основа)

- Сколько грамматических основ в простом предложении?

- Чем похожи все предложения? (Все предложения простые)

- Назовите номер простого предложения без однородных членов. (№4)

- Назовите номер предложения с однородными главными членами. (№ 5)

- Назовите номера предложений с однородными второстепенными членами. (№1, №2, №3)

- Чем отличаются простые предложения?

V. Актуализация знаний.

- Расскажите о случаях пунктуации в предложении с однородными членами по данной схеме:

О, О

О и О

и О, и О

О, а О

О, но О

- Какие же члены можно назвать однородными?

- Какова роль запятой? (Разделяет однородные члены)

- Итак, расскажите о простом предложении по плану:

Предложение
Простое Сложное
1. Одна грамматическая основа. 1. Несколько грамматических основ.
2. Запятая разделяет однородные члены предложения. 2. Запятая разделяет части сложного предложения.
3. Случаи пунктуации.

О, О

О и О

и О, и О

О, а О

О, но О

3. Случаи пунктуации. (Случаи пунктуации при помощи союзов рассмотрим на следующем уроке)

VI. Физминутка.

Раз, два, выше голова.
Три, четыре руки шире.
Приподнялись,
Чуть присели и соседа не задели,
А теперь придётся встать,
Тихо сесть, писать начать!

VII. Формулирование темы и цели урока.

- По данному плану определите тему урока.

План.

  1. Что такое сложное предложение?
  2. Схема сложного предложения.
  3. Знаки препинания в сложном предложении.
  4. Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами.

- Что из этого плана будет абсолютно новым?

- Сформулируйте тему урока.

(Тема: “Сложное предложение. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами”)

VIII. Ознакомление.

- Чтобы определить, какое предложение является сложным, выполните задание в учебнике на с. 48, упр.66 по вариантам.

Проверка на доске:

I ряд (1) [- =],1 [- =].2

II ряд (2) [- =],1 [= -].2

III ряд (3) [= -],1 [- =].2

- Схемы каких предложений на доске.

- Какое предложение называется сложным?

- От чего зависит количество частей в сложном предложении? (От количества грамматических основ)

- Какова роль запятой в сложном предложении? (Разделяет части сложного предложения)

- Как же отличить части сложного предложения от простого? (Учащиеся формулируют алгоритм рассуждения)

- Сравните свои рассуждения с алгоритмом в индивидуальных тетрадях со схемами и таблицами

IX. Алгоритм.

1. Найди грамматическую основу.

2. Посчитать, сколько грамматических основ в предложении.

3. Если основ несколько – предложение сложное.

4. Найди границы частей сложного предложения и пронумеруй.

5. Поставь запятую между частями сложного предложения.

X. Первичное закрепление.

1) Задание на карточке.

- Подчеркни грамматическую основу. Составь схему предложения.

Предложение Схема простого предложения Схема сложного предложения
1.

2.

3.

4.

Солнце светит, но не греет.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

   

Проверка.

- Назовите номера сложных предложений. (№2, №4.)

- Сколько в них грамматических основ?

2) Упражнение в учебнике (с. 50, упр.70).

Проверка в парах.

  1. [ - = ],1 [ - = ],2 [ - = ].3
  2. [ - = ],1 [ = - ].2
  3. [ = - ], 1[ = - ], 2[ - = ].3

XI. Домашнее задание.

(с.58, упр.1)

- Продолжите развивать умение находить грамматическую основу, составлять схемы.

XII. Итог.

- На какие две группы можно разделить все предложения?

- Какое предложение называется сложным?

- Перечислите отличия сложного предложения от простого с однородными членами.

- Как будете определять границы частей сложного предложения?

- Расскажите о том, что узнали о сложном предложении (работа в паре).