Урок музыки по теме "Импрессионизм"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”;
  2. Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое  мышление;
  3. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
  4. Воспитывать позитивное отношение к искусству;

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедиа
  • экран
  • презентация
  • музыкальный инструмент
  • нотное приложение

Ход урока

Музыка на вход: «Празднества» К. Дебюсси (фрагмент).

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве. Обратите внимание на картины, скажите, что их объединяет?

Презентация слайда №3.

Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление). (Слайд №4)

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега. (Слайд №5)

У: Что характерно для импрессионистов? (Слайд №3)

Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.

Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.

Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (слайд №6) был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса. В начале урока прозвучал фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.

Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

У: Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.

Современник Клода Дебюсси - Морис Равель – французский композитор, импрессионист. (Слайд №7) Он очень любил литературу, живопись и музыку разных народов. Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро». Большое внимание Равель уделял жанрам танцевальной музыки. «Хабанера» - старинный испанский танец, позднее из хабанеры сформировалось танго.

Давайте послушаем произведение М.Равеля «Хабанера», вслушаемся в нее: определим форму, солирующий инструмент.

Слушание. М. Равель «Хабанера»

У: Какой инструмент солировал?

В какой форме написано произведение?

Сколько человек могут танцевать: один или несколько?

Морис Равель написал эту пьесу для трубы с сурдиной. (Слайд №8)

Сурдина – (от латинского слова глухой, глухо звучащий) – приспособление, служащее для уменьшения силы звука, смягчения звука, изменения тембра музыкального инструмента. Вставляется в раструб трубы.

У: Присутствуют ли в Хабанере принципы импрессионизма?

Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

У: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни.

Дыхательная гимнастика и распевка.

Исполнение песни “Песня о картинах”. (Слайд №9)

Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова.

Итог урока:

Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению (на выбор). (Слайд №10)

(Объявляются оценки за работу на уроке).

- Урок окончен, спасибо за работу.