Оздоровление дошкольников с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Вряд ли можно найти родителя, педагога, который не хотел бы вырастить своих детей, воспитанников здоровыми, умелыми, красивыми, успешными везде и во всём.

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Поэтому целостное определение здоровья интегрирует ряд его взаимодействующих сторон: физическое, эмоциональное, социальное, нравственное, личностное, интеллектуальное.

Здоровый образ жизни мы рассматриваем как:

  • здоровье психическое - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
  • здоровье физическое– состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение, и укрепление общественного здоровья.
  • к социальным принципам здорового образа жизни относятся: эстетичность, нравственность, присутствие волевого начала, способность к самоограничению.

Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это законы РФ «Об образовании», «О санитарно—эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребёнка», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», письмо Министерства образования РФ о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения, Закон об образовании по Кемеровской области, программе модернизации российского образования.

Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей-дошкольников за последние 10 лет. Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3-26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%). Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции или грипп.

Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи, мочеполовой системы, органов пищеварения. Причём патологическая поражённость у мальчиков 6-7 лет выше, чем у девочек (457,1% против 379,3%).

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии.

По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции.

Современные исследования В.А. Гончарова, Е.А. Логинова, Л.Г. Порамонова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова свидетельствуют о том, что подобные отклонения отрицательно влияют на развитие и обучение ребёнка. В школу поступает большое количество детей, имеющих те или иные нарушения устной речи. Среди них особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи, характеризующиеся недостаточным уровнем развития всех сторон устной речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной речи.

Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для дошкольников нашего города, нашего детского сада.

Данные анализа состояния здоровья воспитанников свидетельствуют об уменьшении из года в год количество детей, поступивших в дошкольное учреждение. Лидируют болезни нервной, костно-мышечной системы, аллергии. На сегодняшний день всего 28,4% детей составляют первую группу здоровья ДI; 69,4% имеют вторую группу здоровья Д II, из них с нарушением речи – 46,7% воспитанников. Поэтому возникла необходимость на базе нашего детского сада открыть две логопедические группы.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада – центра развития ребёнка – является: физкультурно – оздоровительное.

При разработке данного направления мы опирались на взгляды В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского о комплексном подходе формировании личности ребёнка, который состоит в том, что воспитательные воздействия с целью развития определённых личностных качеств связываются в целостную систему, обеспечивающую единство действий всех специалистов, воспитателей; подходы учёного, педиатра и педагога Ю.Ф. Змановского о развивающей педагогике оздоровления, где оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

Работа в данном направлении строится на основе оздоровительно-развивающих технологиях:

  • М.Ю. Картушина Зелёный огонёк здоровья;
  • В.Г. Алямовская Здоровье;
  • В.Т.Кудрявцев «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7лет»;
  • М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду;
  • Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  • М.И. Чистякова – психогимнастика;
  • А.А. Уманская - «Девять волшебных точек»;
  • А.Н.Стрельникова – дыхательная гимнастика;
  • М.Н. Кузнецова – оздоровительные технологии.

Физкультурно-оздоровительное направление включает набор оздоровительных методик, приёмов, способов: дыхательная гимнастика, «Пробудки» - гимнастика пробуждения после сна, разные виды массажа; пальчиковая гимнастика, гимнастика для профилактики зрения; аквапроцедуры, динамические паузы, игры и упражнения по профилактики и коррекции речи, плоскостопия, осанки; оздоровительные дорожки.

Пальчиковые игры: «Посолим суп», «Птички», «Почистим клювы» с использованием фольклорных форм позволяют превратить скучные занятия в увлекательные. Неотъемлемой частью оздоровительного режима в группе являются дыхательные гимнастики,способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна (не менее двух раз в день). Дети учатся технике дыхания – дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме “Упрямый ослик”, “Плакса”, “Веселая пчелка”, “Часики”… Детям, имеющим заболевания органов дыхания предлагаем надувать по два воздушных шарика ежедневно. С детьми этих групп проводятся занятия по дополнительному образованию и осуществляется через организацию кружка «Рисунки на воде» (проводится в бассейне). Дети с проблемами в речи выполняют больше игровых заданий на расслабление мышц шеи, плечевого пояса и координацию движений («Моем бородку», «Моем шапочку», «Нарисуем восьмёрку»). Особое значение отводится упражнениям по отработке дыхания. Имитация через дыхание ( «ураган», «Лёгкий ветерок», «Пылесос», «Велосипедный насос», «Надувание шариков» и др); дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и чрезмерные вдохи выдохи) ; очистительное дыхание; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по - турецки и мн.др. В воде осуществляется трёхфазное дыхание вдох, задержка на вдохе, выдох в воду, а т.к. выдох гораздо короче, чем вдох – это способствует постановке определённых звуков ( «Насос», «Гудок парохода», «Весёлая пчёлка», «Полёт самолёта», «Часики», «Трубач», «Паровозик»).

Веселую дыхательную гимнастику дети выполняют дома с родителями, которые совместно с детьми осваивают технику правильного речевого дыхания через упражнения:

Упражнение 1 «Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у ».

Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки):
«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Упражнение 2 «Кошка»

Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева — в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ-топ-топ —
Вот крадется черный кот.

Упражнение 3 «Зайка скачет»

Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.

Прыг-скок, прыг-скок,
Зайки скачут: скок-поскок
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг — зайчонок под кусток.

Упражнение 4 «Щука»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.

Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.

Все занятия по дополнительному образованию проходят в интересной игровой форме и связаны единым сюжетом. Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастикиМ.И.Чистяковой: “Лошадки”, “Спать хочется”, “Вкусное варенье”, “Слоники”, “Облака”, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Особое место в режиме дня занимает гимнастика для глаз, способствующаяснятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее. Мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы являются игры с песком, с помощью которых решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи.

Работая с песком, мы вместе с детьми реально проживаем целые истории, которые способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, но и помогают вовлечь ребёнка в активное речевое общение. Очень нравится детям алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы : “Боксер”, “Голубь”, «Пловец» «Пропляши букву». К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.

С целью сохранения психологического здоровья детей с общим недоразвитием речи, используется тренинговая программа Хухлаевой О. В., которая включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

Динамические паузы: “Лягушки”, “Мостик”, “Обезьянки” хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Система работы по оздоровлению дошкольников с общим недоразвитием речи в нашем ДОУ действует на протяжении нескольких лет и позволила добиться следующих результатов:

  • у детей повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, что подтверждается значительным уменьшением частоболеющих детей;
  • 100% выпускников из логопедической группы поступают в общеобразовательные школы города ;
  • 85% выпускников обучаются по развивающей программе.

Количество дней, пропущенных одним ребёнком по болезни