Цель урока: Составить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при разборе слов.
Задачи урока для учителя:
- Введение в активный словарь учащихся понятий: состав слова, основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс.
- Развитие навыка разбора слов по составу по составленному алгоритму, составления слов по схеме, развитие орфографической зоркости, двигательных и речевых умений.
- Развитие фразовой речи, умения использовать в речи простые и сложные предложения.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие слухового, музыкального, речевого восприятия, памяти.
- Учить понимать взаимодействие музыки с другими предметами и видами деятельности на основе осознания специфики языка каждого из них.
- Эстетическое воспитание на фоне восприятия музыки.
- Воспитание организованности и норм поведения во время урока, умения работать в группе и паре.
- Психоэмоциональная и двигательная разгрузка, развитие чувства ритма при выполнении логоритмического упражнения.
- Развитие интонационной стороны речи, воспитание артистизма, эмоциональности речи на материале сценки “Части слова”.
- Профилактика нарушений письменной речи с использованием ИКТ.
Задачи урока для обучающихся:
- Научиться распознавать и определять части слова.
- Составить алгоритм разбора слова по составу.
- Применять алгоритм при разборе слов.
- Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.
- Помочь товарищу понять новый материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя начальных классов, учителя-логопеда, учителя музыки |
Деятельность обучающихся |
Организационная форма |
Презентация |
1.Организационный момент. Настрой на занятие. Актуализация знаний |
Музыкальное приветствие. – Какое у вас настроение? – Все ли готовы к работе? Тема нашего урока “Разбор слов по составу”. – Какие части слова вы знаете? |
Называют части слова | Фронтальная | Слайд 1. (Название темы урока) |
2.Чистописание. | – Выпишите из слов только суффиксы. | Выписывают суффиксы, проверяют написанное по выделенной записи на доске. | Индивидуальная | Слайды 2, 3. (Слова: садовник, кисонька, булавочка, медвежонок, лисята. При проверке суффиксы меняют цвет.) |
3.Постановка темы и цели урока. | – Сегодня у нас гости. Встречаем их! Музыкальное вступление. – Как помочь нашим частям слова? – Обозначим цель нашего урока: “Составить алгоритм разбора слова по составу”. |
Инсценировка. Выходят учащиеся с условными обозначениями частей слова. Ведут спор, кто из них главнее и в каком порядке нужно разбирать слово по составу. Учащиеся делают вывод о необходимости создания правила разбора слов по составу. |
Фронтальная | Слайд 4. (рядом с условными знаками
появляются краткие определения) Слайд 5. (Цель и задачи урока) |
4.Работа по теме урока. | – С чего начать разбор слова по составу? – Продолжим составление алгоритма. |
– Нужно отделить основу от окончания,
т.к. все части слова, кроме окончания входят в
состав основы. Выводят пункты алгоритма. 1.Найди окончание. (Для этого измени форму слова.) 2.Отдели основу от окончания. 3.В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.) 4.Выдели приставку. 5.Выдели суффикс. |
Фронтальная | Слайд 6. (Появляются по порядку пункты алгоритма.) |
5.Разбор слов по составу по алгоритму. | – Отгадайте загадки о растениях и
разберите слова-отгадки по составу, пользуясь
составленным алгоритмом. 1. Из-под снега
расцветают, (Подснежники) 2. Тонкий стебель у дорожки. Нам он – как хороший друг, (Подорожник) 3. Кувшинчики и блюдца (Кувшинки) 4. Синенький звонок висит, (Колокольчик) |
Записывают слова-отгадки, разбирают их по составу, используя алгоритм. | Индивидуальная | Слайд 7, 8. (Загадки, проверка написания) |
6. Составление слов из их частей. | – Составьте слова из частей. | Учащиеся составляют слова в парах, записывают в тетради, делают разбор по составу, затем проверяют. | Работа в парах | Слайд 9. (В вагончиках – части слова, затем поезда уезжают) |
7. Физминутка. | – Покажите глазами “путь” разбора
слов по составу. – Выполним дыхательную гимнастику. Музыкальное сопровождение. – Выполним пальчиковую гимнастику. – Покажите при помощи жестов условные обозначения частей слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс. |
Выполняют упражнения.
Показывают части слова при помощи жестов. (Игру проводят герои сценки, пытаясь запутать детей) |
Фронтальная | Слайды 10, 11, 12. (Изображены знаки, обозначающие части слова, меняются, затем они встают в ряд) |
8. Конкурс “Составь больше слов”. | – Составьте из частей слова,
расположенных в вагончиках, как можно больше
слов. Проверка. – У какой пары получилось наибольшее количество слов? |
Составляют все возможные слова из данных частей, разбирают по составу. | Работа в парах | Слайд 13. (Даны части слова в разных вагончиках, нужно собрать как можно больше разных слов) |
9. Разгадывание шарад. | – Разгадайте шарады,
слова-отгадки разберите по составу. 1.Корень мой
находится в “цене”, (Оценка) 2.Корень извлечь из “начинки” несложно, (Сочинение) 3.В “списке” вы мой обнаружите корень, (Расписание) 4.Мой корень в “просьбе” заключён (Вопрос) |
Записывают отгадки, разбирают слова по составу. | Групповая | |
Слайды 14, 15. (Шарады, отгадки) | ||||
10. Игра “Соотнеси слово со схемой”. | – Каждое слово соотнесите со схемой. | Подбирают слово к каждой схеме,
соединяют линией схему и соответствующее ей
слово. (Работают по картам) Проверяют себя по доске. |
Групповая | Слайды 16, 17. (Слова и схемы слов, затем линиями соединяются слова и их схемы) |
11. Итог урока. Рефлексия. | – Понравился вам урок? – Что нового узнали? – В чём были трудности? – Давайте споём песенку о частях слова! Музыкальное сопровождение. Нотная запись прилагается (Приложение 1) Логоритмичское упражнение “Разбор слова” Получили мы о слове Припев: Корень, суффикс и приставку (показываем ладонями) Мы должны отлично знать, Припев: Корень, суффикс и приставку (показываем
ладонями) Учащимся вручаются призы и памятки с алгоритмом разбора слова по составу. Музыкальное сопровождение. |
Отвечают на вопросы. Исполняют песенку, включающую логоритмические упражнения.
Памятки и призы учащимся вручают герои сценки. Герои сценки тоже получают призы. |
Фронтальная | Слайды 18,19, 20. (Логоритмическое упражнение. Итог урока) |