Монументальная скульптура и образ истории народа

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока:  Познакомить учащихся с монументальной скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к мировому искусству; воспитывать чувство патриотизма, межнационального уважения.

Задачи урока:

  • Формировать знания о монументальной скульптуре;
  • Познакомить с  мемориальными ансамблями, их образным языком;
  • Научить использовать средства выразительности монументального скульптурного ансамбля в соответствии с поставленной задачей;
  • Совершенствовать навыки работы различными графическими материалами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  1. Документальные фотографии периода Великой Отечественной войны;
  2. Е.В. Вучетич,  мемориал в Трептов-парке, г. Берлин (общий вид);
  3. Е.В. Вучетич, монумент «Воину-Освободителю», мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
  4. Е.В. Вучетич, скульптуры скорбящих солдат, мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
  5. Е.В. Вучетич,  мемориал Героям Сталинградской битвы, г. Волгоград;
  6. Е.В. Вучетич, памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Стены-руины», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  7. Е.В. Вучетич, скульптура «Стоять насмерть», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  8. Е.В. Вучетич, скульптура «Скорбящая мать, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград»;
  9. Зал воинской славы, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  10. Е.В. Вучетич, монумент «Мать-Родина», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  11. Вечный огонь.

Музыкальный ряд: Б. Александров «Священная война».

Литературный ряд: Р. Рождественский «Реквием», В.С. Высоцкий «Братские могилы»

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Учитель:

Помните!
Через века,
       через года, –
помните!
О тех,
кто уже не придет
                     никогда, –
помните!

Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
       павших
              будьте
                     достойны!
Вечно
       достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами
                     жизнью
                            просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца
              стучаться, –
помните!
Какой
ценой
завоевано счастье, –
пожалуйста
              помните!

Ученик 1:

Песню свою
отправляя в полет, –
                            помните!
О тех,
Кто уже никогда
                     не споет, –
помните!

Детям своим
       расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
       детей 
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
              бессмертной
                            Земли
помните!
К мерцающим звездам
                     ведя корабли, –
о погибших
помните!

Ученик 2:

Встречайте
       трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
       войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
              через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет
                     никогда, – 
заклинаю, –
помните!
Р. Рождественский

Учитель: Как вы думаете, что такое память?

Ученики: Возможность запоминать, способность «записывать» информацию, то, где мы храним разные события, даты…

Учитель: Память… <слайд №2> Человек не может жить только сиюминутным ускользающим мгновением. Стремясь в завтра, в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни. Помнит, потому что иначе не смог бы идти вперед.

Но каждый человек еще и частица своего народа. Поэтому есть у нас и общая память – незабывающая и справедливая Память Народная.

Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, и Сталинград, и блокадный Ленинград, и Брест. Мы чтим их как святыню.

Мы еще не раз сегодня с вами будем возвращаться к понятию «Память Народная».

Ученик 1: <слайды №3, №4, №5, №6>, «Священная война»

Утро 22 июня 1941 г., словно мечом, прорубило глубокую межу в жизни советских людей. По одну сторону остались мирный труд, веселье, праздники, радость созидания, по другую – зловещая воронка войны: развалины, пепелища, разруха, голод, слезы, горе, смерть.

Ученик 2: Героизм и самоотверженность стали повседневной жизненной нормой и для тех, кто бился с врагом на полях сражений, и для тех, кто в тылу, порой отказывая себе в самом необходимом, снабжал фронт боеприпасами, продовольствием, оружием.

Ученик 3: < слайды №7, №8> На вечные времена озарены сиянием воинской славы 13 городов-героев. Они не похожи друг на друга. У них разное географическое положение, историческое прошлое, свои характерные черты жизненного уклада. Но в грозную годину испытаний все они – большие и малые, шумные и тихие – стали городами-солдатами. У их стен гремели особенно ожесточенные бои, здесь в сватках с врагом были проявлены удивительная стойкость и небывалое мужество.

Учитель: Проходят годы. Эту войну видели только наши деды и прадеды, как же рассказать о Великой Отечественной войне вам, вашим детям, как сохранить эти события в «Памяти Народной»?

Ученики: Записываются воспоминания ветеранов, пишутся литературные произведения, стихи, сочиняются песни и бережно хранятся песни и стихи военных лет, хранятся фронтовые фотографии, медали, ордена, художники пишут картины, скульпторы создают монументы.

Учитель:  Память Народная живет в камне и бронзе, в словах и нотах, бережно хранится в музейных экспонатах.

<Cлайд №9> Сегодня вы узнаете о «Памяти Народной» в граните и мраморе, о мемориальных ансамблях, которые по праву считаются художественно-монументальной летописью Великой Отечественной войны.

Мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого/чего-нибудь.

Ансамбль – произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.
Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.

Ученик 1: <слайд №10> Первый мемориал Евгения Викторовича Вучетича был открыт 8 мая 1949 г. в Трептов-парке в Берлине, куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Советский воин-освободитель с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат.

<Cлайд №11> «…Реквиемальный характер будущего памятника, в свою очередь, натолкнул на возможность использования кургана как исконно русской национальной формы братских захоронений».

<Cлайды №12 – №16> «Все пространство нами было расчленено на три комплекса. …основной комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента «Воину-Освободителю».

<Cлайд №17> Автор подчеркивает разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из схватки с врагом – он был беспощаден. Но рука, сжимающая карающий меч, опущена, ожесточившиеся в бою черты лица смягчены. Потому что другая рука крепко держит, прикрывает плащом от последних вспышек военной грозы ребенка, девочку – маленький комочек Жизни.

<Cлайды №18 – №20> А другие солдаты скорбят по погибшим, полны гнева к врагу и как бы советуются: прав ли воин, опустивший меч? Прав, ибо назначение человека –  продолжать и охранять Жизнь.

Ученик 2: <слайды №21 – №24> В этом памятнике соединились беспощадность и милосердие, скорбь по погибшим. И еще удивительное состояние передал скульптор: <Презентация: слайд №25> солдаты, отлитые из бронзы, тоскуют по далекой родной земле. Когда в Берлине неожиданный мороз, когда Трептов-парк занесен снегом, фигуры их выступают из снежной белизны черно и печально. Одиночество их потрясает…

Учитель: <слайд №26> Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди из всех стран мира.

Учитель: <слайды №27, №28> Памятник героям Сталинградской битвы – очень сложное единство многофигурных композиций, декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины».

<Cлайд №29> Три основных композиционных узла связывают ансамбль в единое творение и очень точно ведут зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.

<Cлайд №30> Создание мемориала было непростым делом.

<Cлайды №31 –  №36> Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, потребовалось десять лет. Десять лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов, и на каждом метре находили до двух тысяч металлических частиц. Немало было затаившихся мин и бомб.

<Cлайды №37 – №39> Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Семь тысяч – их имена мы знаем – …и не счесть безымянных. <слайды №40 –  №43> Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной.

Ученик 4: <слайды №44 –  №46>

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, – 
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!    
В. Высоцкий

Учитель: Ребята, какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на эти мемориальные ансамбли?

Ученики: Скорбь, печаль, гордость, радость…

Учитель: Даже сегодня, через столько лет после тех страшных событий, мы испытываем такие же эмоции, рассматривая эти скульптуры. Значит, автору удалось своим творчество сохранить, поддержать «Память Народную».

3.  Сообщение темы урока:

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?                 

Ученики: Что через монументальную скульптуру можно рассказать об исторических событиях, важных для народа, страны, передать переживаемые в те непростые времена чувства.

Учитель: Такой и была тема нашего урока.

4. Практическое выполнение задания.  

На формате А3 создать графический проект мемориального ансамбля, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

5. Подведение итогов и обсуждение работ.   

Все эскизы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько интересно и нестандартно придуман проект.

На следующем уроке ученики завершают работу над проектом мемориального ансамбля.