Философия человека. Самопознание

Разделы: История и обществознание


Цели:

- объяснить, что отношение между сознанием и подсознанием есть внутренний диалог личности с собой;

- учить умению воспитывать себя как личность;

- подвести к осознанию роли личности в человеческом обществе, пониманию принципа: “Будь свободен до тех границ, пока это не стесняет свободу других”;

- в процессе дискуссии развивать у старшеклассников навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.

Форма урока: дискуссия.

Ход урока

1. Рассуждения - вопросы философии:

- цель и смысл жизни человека;

- познаваем ли мир?

Проблема человека: Человек – чудо или чудовище? Биологическое и социальное в человеке. Степень свободы в человеке.

2. Обоснование актуальности “Проблемы человека”.

Какая тайна сокрыта в человеке? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? Почему в отличие от других природных существ он наделен пониманием? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни?

Человек начинает размышлять о себе, едва начав осознавать себя. “С чего начинается человек? С обнаружения самого себя”… Философы сложили целостное представление, знание о человеке. Какую бы проблему мы ни взяли, она неизменно, в конечном счете, приводит нас к теме человека.

3. Что есть человек? Как понимаешь приведенные суждения? Выскажи свое мнение.

“Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик”.
Омар Хайям “Рубаи”

“Природы лучшее созданье,
К тебе мой обращаю стих!
К тебе стремлю свое вниманье,
Ты лучше всех существ других”.
Пнин И.П. “Человек”

“В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен”.
Фирдоуси А.

“Что такое человек, как помыслить о нем? ... И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица… каждый имеет свой облик, по Божией мудрости”. Владимир Мономах “Поучение”

4. Вопросы для рассуждения:

- Можно ли познать себя?

- В чем смысл жизненного самоопределения и самопознания? (Cитуация: переход во взрослую жизнь; социализация)

- Возможности человека.

Проанализируй данные диаграмм. Сделай выводы.

5. Рефлексия.

- Эссе: “Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой” Ф.М. Достоевский (1821–1881), русский писатель.

- Документ из работы И.П. Иккермана “Разговоры с Гете” - С. 75 (учебник “Обществознание” 10 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова).

- Проверочный тест.

Словарь

Познание – активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

Гносеология – раздел философии, в которой рассматриваются природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания.

Определение – сущность, итог. Самоопределиться – сформироваться как личность. (В.И. Даль)

Самоопределение и самопознание – это процесс, состояние постоянного становления, изменения, развития.

Вопрос о самоопределении – вопрос ориентации человека в пространстве, во времени, в истории, в сегодняшней ситуации; вопрос о своем месте в мире и понимании своего места в мире.

Уровни самоопределения:

  1. Человек полностью отождествляет себя со своей личностью, а личность не отделяет от физического развития; утверждает себя за счет других, не в состоянии обнаружить в себе что-то индивидуально ценное.
  2. Полное отделение человека от окружающего мира. Человек в состоянии выслушать чужое мнение, не совпадающее со своим собственным, и пытаться увидеть себя чужими глазами.
  3. Человек учится видеть личность как поверхностный слой своего внутреннего “Я”. Личность воспринимается как средство связи между внешним и внутренним миром.
  4. Человек довольно хорошо владеет своей личностью и использует ее как инструмент взаимосвязи внешнего и внутреннего мира (осознанное управление своим внутренним миром, адекватное восприятие внешнего и точное самовыражение).

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.

Стадии социализации – 1) раннее детство (преобладают внешние условия регулирования социального поведения); 2) происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.

Свобода – осознание альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния (Э. Фромм).

Вывод: “Я – концепция” представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесение себя с другими: Человек познает себя в Другом, в Других.