Цели:
- рассмотреть случаи сложения, в которых второе слагаемое равно 2;
- учить выполнять сложение вида _+2;
- продолжить формирование умений сравнивать и соотносить число и цифру, разные группы предметов.
- способствовать формированию интереса к предмету, умению работать в паре.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Медитация. Закрыли глазки и мысленно сказали:
Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ, Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.
Открыли глазки. Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА! Урок математики
II. Повторение.
Вспомните прошлые уроки.
1. Что это? (Математическая запись)
3 – это? (Первое слагаемое)
1 – это? (Второе слагаемое)
4 – это? (Значение суммы)
- Что обозначает эта математическая запись?
Если мы к любому числу прибавим 1, то получим следующее при счёте число.
2. Поиграем в нашу игру “ Угадай число”.
Я называю число, вы прибавляете один, и хором называете значение суммы.
5 74 62 100 536 148 3 221 4 1
Молодцы! Аплодисменты себе!
3. Посмотрите внимательно на фигуры, постарайтесь запомнить 5 секунд.
(Закрываю)
- Сколько фигур?
- Голубая – это, какая фигура?
- А красная?
- А самая большая по размеру?
- О какой фигуре не сказали? (О треугольнике)
- Что можем о нём сказать?
Молодцы! Можно провести физминутку, если детки устали. (Приложение № 1)
III. Новый материал. Постановка проблемы. Работа в паре.
- На столе у вас лежат треугольники. Что можете о них сказать? (Их три, они одинаковые по цвету и форме, но разные по размеру)
- Возьмите самый маленький по размеру треугольник и положите его так, чтобы одна из вершин смотрела на доску. Сколько сейчас треугольников перед вами? (Один)
- А теперь возьмите ещё 2 треугольника и положите так, чтобы у вас получилась какая-нибудь фигура. (У ребят получились разные фигуры. Самые распространённые: кораблик, ёлочка)
- Договоритесь и расскажите, что вы придумали, как вы это сделали?
Чтобы положить 2 треугольника, мы взяли сначала один треугольник, а потом ещё один.
- Кто-то по-другому действовал? (Как, правило, у детей нет другого варианта)
- Тогда, положите, пожалуйста, фигуры так, чтобы у вас получилась ёлочка.
- Давайте продемонстрируем у доски эти действия! Кто готов мне помочь?
Ученик кладёт один треугольник, потом ещё один.
(Кладу треугольники на панели у доски, так чтобы ученик не смог одновременно положить два треугольника, а выполнял это действие по одному треугольнику.)
- Какая математическая запись будет соответствовать нашим действиям?
Сколько было треугольников первоначально? (1)
- Сколько положили потом ещё треугольников? (2)
- А по-другому можно положить два треугольника? (Одновременно)
Да, но это не совсем удобно, но можно договориться. Я беру меньший треугольник, а ты больший (1, 2, 3 - ставим.).
- Какая математическая запись будет соответствовать этим действиям?
(На доске появляются последовательно математические записи)
- Могу ли я поставить знак = между этими математическими записями? Почему? (Значения сумм равно трём, значит, я могу поставить знак =).
- Скажите: Как же можно прибавить число 2?
Вывод: число 2 можно прибавитьтак: сначала один, а потом ещё один.
У нас с вами получилась ёлка. Зачем нам она нужна? (Главный символ Нового года)
- Мы оставим её такой или что-то с ней нужно сделать? (Нарядить, украсить игрушками)
- Где взять игрушки? А мы просто их с вами заработаем правильными ответами и правильным решением заданий! Согласны со мной?
Работаем в паре.
- Сколько игрушек на вашей ёлке? 0
- На столе возьмите 2 игрушки и украсьте ёлку. (У ребят на столе два разноцветных шарика из картона)
- Сколько игрушек было? (0)
- Сколько взяли? (2)
- Какая математическая запись будет соответствовать вашим действиям?
- Найдите её в классе!
- Значение суммы? (2)
- Какой приём использовали? (Прибавляли по частям)
Найдите запись в классе.
- Можно поставить знак равно? Почему?
- Удобно ли одному повесить 2 игрушки сразу? Почему?
- Подумайте, а в жизни бывают такие ситуации, когда нужно выполнить действие с предметами по-разному? Например? (Дети предлагают свои варианты)
Вывод: чтобы прибавить к любому числу 2, нужно прибавить один и к полученному результату прибавить ещё один.
- Мы заработали игрушку. Учитель вешает её на ёлку.
- Можем мы теперь, наконец-то, определить тему нашего урока? (Прибавление числа два)
Откройте страницу учебника 61 и проверьте себя!
IV. Работа с учебником. На доске пиктограммы. Что они обозначают?
Задание № 1 на странице 61.
- Прочитайте задание, подчеркните второе предложение.
- Прочитай (спрашиваю хорошо читающего ученика). Согласны?
- Выполните задание в паре. Объясните: почему под рисунками разные записи!
- Могу я поставить знак = между суммами? Почему? (Да)
- Как прибавляли два?
Вывод: прибавляем 2 по частям.
Выполнили задание правильно, получаем игрушку.
Физминутка:
А теперь покажите, как ребята выполняли эти действия.
Мальчики за Мишу, девочки за Машу. (Встали на носочки. Нужно дотянуться. Миша ставит книжки две. Маша чашки по одной, очень аккуратно) – повторили несколько раз разными руками.
- Продолжаем зарабатывать игрушки? (Работаем в учебнике стр.61 №2)
- Вопрос Вопросыч появился. Каким приёмом он просит нас пользоваться в своих заданиях по прописи? (Сравнением). Работаем индивидуально.
- Сравните суммы чисел, записанные в табличках! Что можете сказать? Спасибо.
- Действуем по алгоритму (плану):
1. Заштрихуйте суммы, в которых второе слагаемое равно двум.
2. Расположите их по порядку возрастания первого слагаемого. (Запишите в правом столбике. Показать всем!)
Проверим на доске.
Миша выполнил работу так!
А вот так - Маша!
Согласны? Нет. Почему? (Миша допустил ошибку, мы с ним не согласны)
- Кто сделал правильно? Молодцы! Мы заработали игрушку!
- Если это задание у вас не вызвало трудности, то нарисуйте зелёный шарик -игрушку справа, если у вас возникли сомнения в чём – то, вам было чуть-чуть сложно, пусть ваша игрушка будет оранжевой, а если вам было очень трудно, то пусть ваша игрушка будет красным цветом. (Нарисуйте её справа от выражений)
Вывод: Как прибавляли число два? (По частям: сначала один, потом, к полученной сумме, ещё один)
Физминутка: Ручки вверх, в стороны, вперёд, встали, присели - 2 раза, подпрыгнули - 2 раза. Сели. Сделали глубокий вдох. И на выдохе сказали:
- Я всё знаю, всё умею! - 2 раза
- И всё у меня получится! - 2 раза
V. Работа в тетради на странице 76. № 5.
Будем зарабатывать следующую игрушку?
- Работать будете самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
- Рассмотрите 4 группы рисунков.
- Что на них изображено? (Геометрические фигуры)
- Что общего в них? (В каждой группе прибавляется одинаковое количество предметов два к какому-либо числу)
- А можно ли слово сложение, прибавляется заменить другим, менее знакомым, но всё таки математическим словом - термином? Если затрудняются, то помогаю:
Количество предметов можно у величить на 2!
1. Увеличьте количество фигур в каждой группе на 2, раскрасив их другим цветом.
2. Запишите соответствующие математические записи.
Взаимопроверка. (Вывешиваю на доске). Приложение 2
Поменялись тетрадями, проверили, поставили + внизу. Отдали тетради.
Сам хозяин справа рисует игрушку зелёную, если не было никаких трудностей при выполнении задания, оранжевую, если возникли незначительные трудности, красную, если путь к решению был трудным.
Вывод: Что значит прибавить 2?
Это значит нужно увеличить (любое число) на 2.
Мы заработали ещё одну игрушку.
VI. Итог урок: Что нового узнали?!
1. Как можно прибавить 2. (По частям)
2. Что значит прибавить 2. (Увеличить на 2)
Посмотрите на нашу ёлку. Она получилась у нас нарядная и в этом ваша заслуга.
Сегодня молодцы практически все, но я хочу особенно отблагодарить и вручить призы следующим ребятам (дед Мороз) - печать.
Дополнительное задание: Самостоятельно в учебнике на странице 89 нашли задание под № 3, прочитали и приступили к его выполнению. Я соберу учебники и проверю ваши знания по пройденному материалу.