Цель: определить причины и значение восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и итоги.
Оборудование:
- учебник История России конец XVI-XVIII век под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;
- атлас История России XVIII-XIX века;
- рабочая тетрадь История России конец XVI-XVIII век, 7 класс под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;
- портрет Е.И. Пугачева;
- библиотека электронных наглядных пособий “История России XVII-XIX веков”, презентация “Восстание под предводительством Емельяна Пугачева”.
Ход урока
1. Проверка д/з § 24 стр. 173-176 таблица.
2. План изучения нового материала:
- причины восстания;
- требования восставших;
- основные этапы восстания;
- значение и итоги восстания.
Вступительное слово учителя:
Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева самый сильный социальный взрыв в годы правления Екатерины II и наиболее организованное выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет.
Причины крестьянского восстания
(рассказ учителя сопровождается показом
презентации)
1. Главной причиной крестьянского восстания стало ужесточение крепостного права.
- Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев.
- Помещик не имел права убивать своего крепостного, но это не помешало помещице Московского уезда Салтыковой замучить сто крепостных, так как на нее могло быть наложено церковное покаяние.
- Помещик мог ссылать крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность. Мог продать крестьянина, членов его семьи. Мог проиграть крестьян в карты или обменять на собак.
2. Тяжелым было положение работных людей на мануфактурах.
- Крестьяне многие месяцы были оторваны от своих семей, работая по 12-15 часов в сутки.
- Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих.
3. Важнейшим источником доходов в государстве стал быстрый рост налогового бремени, который лег на плечи крестьян.
Программными документами Екатерины II стали жалованная грамота дворянству на земли и крепостных крестьян по которой, дворяне освобождались от налогов, а крепостные крестьяне становились основными их плательщиками.
Участники и программа восставших.
Ученик читает биографию Е. Пугачева.
После того как Пугачев провозгласил себя (чудесно спасшимся) императором Петром III, он в июле 1774 г. в своем манифесте провозгласил освобождение крестьян от крепостной зависимости, а дворян приказал ловить, казнить, вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. Таким образом, основными участниками восстания стали – крепостные крестьяне, казаки, горнозаводские рабочие, угнетаемые народы Поволжья и др.
Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять “отчий престол”, на котором он будет для народа своим, “мужицким” царем.
Местом восстания стала обширная территория между Уралом и Поволжьем.
Основные события крестьянского восстания происходили в течение двух лет – с 1773 по 1775 гг. в три этапа. (Рассказ учителя сопровождается работой по карте)
Первый этап: 17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774 г.
Начался с речи Пугачева перед казаками, в которой он открыл тайну своего имени. Численность его сторонников росла быстрыми темпами. Он покорял почти без боя одну крепость за другой. 5 октября Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его. Численность восставших составляла около 30 тысяч человек.
Тем временем правительство направило против мятежников отряд генерала Кара численностью в 1,5 тысячи человек, но он был разбит отрядами соратников Пугачева. Паника охватила не только оренбургцев, но и Казань. Генерал Бибиков писал царице: “Не Пугачев важен, важно всеобщее негодование”. Правительство тем временем собирает большие силы, во главе с Бибиковым, и в сражение с Пугачевым одерживает победу над ним.
Таким образом, первый этап войны закончился неудачей Пугачева.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Пугачев потерпел поражение уже на первом этапе восстания?
Второй этап: апрель – июль 1774 г.
Пугачев снимает осаду с Оренбурга и отходит на территорию Башкирии и Южного Урала. Численность повстанцев возросла до 20 тысяч. Пугачев ведет свое войско на Казань. В июле 1774 года он сумел взять окраины города, но кремль с заседавшими там остатками царского гарнизона взять так и не удалось – на помощь осажденным пришли царские войска во главе с Михельсоном и Пугачев опять проигрывает.
Третий этап: 31 июля - сентябрь 1774 г.
Третий этап был самым массовым по составу участников. Пугачев занимает ряд волжских городов и для пополнения своего войска устремляется на юг. Восставшие подошли к Царицыну, но овладеть им не смогли и были разгромлены. Переправившись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачев 12 сентября 1774 года был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в восстании. Однако, несмотря на поражение Пугачева, крестьянские волнения продолжались еще год.
Расправа с восставшими
Пугачева, как зверя, в железной клетке отправили в Москву. Выдержав все пытки, он предстал перед судом, который приговорил его к казни. 10 января 1775 года Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Расправа над рядовыми участниками восстания продолжались. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Без суда и следствия были казнены тысячи участников выступления.
Значение восстания
По сравнению с предшествующими народными выступлениями вожди восставших смогли впервые, кроме идеи свободы, выдвинуть и идеи борьбы с крепостничеством и целым сословием – дворянством, от которого, по мнению Пугачева, исходило главное зло. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но и также работных людей и др.
Крестьянское восстание ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Лишь на горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда, заставило власти искать пути решения крестьянского вопроса, остававшегося важнейшим в общественной жизни России, так как призрак “пугачевщины” стал с тех пор преследовать помещиков и представителей власти.
Закрепление
Учебник стр. 183. Вопросы № 1-5.
Документ стр. 183-184 и вопросы к нему.
Задания в раб. тетради стр. 66 задание 1, 3, 4.
Итог урока
Д/з § 25 пересказ, сделать рисунок в тетради к одному из фрагментов восстания.