Современное состояние общества характеризуется кризисом социального взаимодействия между людьми. Следствием этой негативной тенденции являются многочисленные конфликты в различных сферах общественной жизни.
Изменилась социально-политическая и финансово-экономическая ситуация в российском обществе. Нравственно-этические идеалы, культурные традиции, социальные отношения советского периода основательно разрушены. Новые ещё фактически не реализованы. В такие периоды развития общество не предлагает человеку четких путей взаимодействия с социумом. Возникает возможность выбора и самоопределения, к которым субъекты социальной системы оказываются профессионально, психологически, нравственно неподготовленными. В связи с этим система образования, являясь социальным институтом, должна способствовать снижению социальной напряженности и нестабильности в российском обществе через преодоление конфликтов между субъектами образовательного процесса, как на микро-, так и на макроуровнях.
Поэтому в условиях модернизации Российского образования по-прежнему актуальна конфликтологическая подготовка и учителя, и всех участников образовательного процесса.
Цель: разработать и апробировать модель Мастер-класса “Формула решения школьных конфликтов”.
Задачи:
- Проанализировать существующие подходы ученых, связанные с исследованием определенных аспектов конфликтов в педагогическом процессе и установить их взаимосвязь.
- Выделить и раскрыть содержание основных этапов овладения процессом конструктивного разрешения педагогических конфликтов учителями.
- Формирование умения различать конфликты, стимулирующие развитие личности и общественных отношений, и конфликты, разрушающие коммуникацию, обеспечивать подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни.
- Найти новые подходы в ознакомлении учителей с педагогической проблематикой конфликта.
- Научить педагогов использовать элементы позитивной психотерапии для выработки стратегии поведения в конфликтной ситуации.
- Определить особенности работы педагогов, психологов, управленцев по созданию воспитательной системы школы.
- Научить проектировать исследовательскую работу по проблеме конфликтов.
Моё предположение состоит в следующем: атмосфера в образовательном учреждении улучшится, отношения между учителями и учениками, между учениками станут более эффективными, повысится продуктивность педагогического взаимодействия, возрастет уровень конфликтологической культуры всех участников образовательного процесса, если будет реализована концепция воспитания конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Сценарий мастер-класса состоит из блоков, каждый из которых имеет свою цель и вполне самостоятелен.
- ВСТУПЛЕНИЕ. Психотерапевтическая сказка.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. “Конфликты в школе”
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ТОПИК – ГАЙД. Примеры конфликтных ситуаций.
- ПРАКТИКУМ. “Случай из практики”.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (по необходимости).
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. “Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися”.
- ПРАКТИКУМ. Тест “Стратегия поведения в конфликте”.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. “Отношение учителя к трудному ученику и технология личностного подхода к нему”.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ.
- МЕТОДИКА “ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ”.
- ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ МЕТОДАМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
- МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ. ПРОЕКТ.
- ФОКУС-ГРУППА.
- РЕФЛЕКСИЯ.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех блоков.
В сценарий Мастер-класса включены игровые методы психологической помощи учителю (в том числе и для разрешения конфликтных ситуаций). Обучение в педагогических учебных заведениях направлено на передачу студентам знаний по школьному предмету и умений, связанных с методикой его преподавания. Даётся также курс возрастной и педагогической психологии, построенный, кстати, излишне академично. Недостаточно изучаются вопросы практической психологии, крайне мало проводится специальных занятий по психотренингу.
Придя в школу, специалисты сталкиваются со многими новыми проблемами, к решению которых они не подготовлены.
И молодой специалист, и опытный учитель нуждаются в постоянной психологической помощи. Ведь они должны достойно держать себя в конфликтных ситуациях, уметь сдерживаться, разбирать и улаживать противоречия, возникающие во взаимоотношениях с учениками.
Поиск профессионального взаимопонимания и организационных форм эффективного взаимопонимания – процесс сложный и длительный. Но это необходимо.
Мастер-класс сопровождается презентациями всех его блоков. Это связано не только с использованием современных информационных технологий при проведении таких серьёзных профессиональных мероприятий, не только для достижения эффектных результатов, но и как способ восприятия достаточно сложной информации.
В психотерапевтических целях используются метафоры, притчи, легенды, сказки, играющие с давних времён роль “психологических помощников”. Они выполняли эту функцию задолго до появления психотерапии как науки. Житейская мудрость, поучительная и забавная сцена могут скорее способствовать прозрению, чем длительный анализ.
Техники, которые помогают найти собственную стратегию поведения в противоположность советам истории, и притчи не налагают на человека обязательств, а дают возможность взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
В сценарии есть раздел “Личный комментарий” - это субъективное мнение, однако оно основывается на знаниях по педагогике и психологии, а также подтверждается практикой работы классным руководителем, педагогом-психологом и учителем.
Музыкальное приложение