Мастер-класс на тему "Формула решения конфликтных ситуаций"

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Современное состояние общества характеризуется кризисом социального взаимодействия между людьми. Следствием этой негативной тенденции являются многочисленные конфликты в различных сферах общественной жизни.

Изменилась социально-политическая и финансово-экономическая ситуация в российском обществе. Нравственно-этические идеалы, культурные традиции, социальные отношения советского периода основательно разрушены. Новые ещё фактически не реализованы. В такие периоды развития общество не предлагает человеку четких путей взаимодействия с социумом. Возникает возможность выбора и самоопределения, к которым субъекты социальной системы оказываются профессионально, психологически, нравственно неподготовленными. В связи с этим система образования, являясь социальным институтом, должна способствовать снижению социальной напряженности и нестабильности в российском обществе через преодоление конфликтов между субъектами образовательного процесса, как на микро-, так и на макроуровнях.

Поэтому в условиях модернизации Российского образования по-прежнему актуальна конфликтологическая подготовка и учителя, и всех участников образовательного процесса.

Цель: разработать и апробировать модель Мастер-класса “Формула решения школьных конфликтов”.

Задачи:

  1. Проанализировать существующие подходы ученых, связанные с исследованием определенных аспектов конфликтов в педагогическом процессе и установить их взаимосвязь.
  2. Выделить и раскрыть содержание основных этапов овладения процессом конструктивного разрешения педагогических конфликтов учителями.
  3. Формирование умения различать конфликты, стимулирующие развитие личности и общественных отношений, и конфликты, разрушающие коммуникацию, обеспечивать подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни.
  4. Найти новые подходы в ознакомлении учителей с педагогической проблематикой конфликта.
  5. Научить педагогов использовать элементы позитивной психотерапии для выработки стратегии поведения в конфликтной ситуации.
  6. Определить особенности работы педагогов, психологов, управленцев по созданию воспитательной системы школы.
  7. Научить проектировать исследовательскую работу по проблеме конфликтов.

Моё предположение состоит в следующем: атмосфера в образовательном учреждении улучшится, отношения между учителями и учениками, между учениками станут более эффективными, повысится продуктивность педагогического взаимодействия, возрастет уровень конфликтологической культуры всех участников образовательного процесса, если будет реализована концепция воспитания конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Сценарий мастер-класса состоит из блоков, каждый из которых имеет свою цель и вполне самостоятелен.

  • ВСТУПЛЕНИЕ. Психотерапевтическая сказка.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. “Конфликты в школе”
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ТОПИК – ГАЙД. Примеры конфликтных ситуаций.
  • ПРАКТИКУМ. “Случай из практики”.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (по необходимости).
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. “Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися”.
  • ПРАКТИКУМ. Тест “Стратегия поведения в конфликте”.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. “Отношение учителя к трудному ученику и технология личностного подхода к нему”.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ.
  • МЕТОДИКА “ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ”.
  • ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ МЕТОДАМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
  • МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ. ПРОЕКТ.
  • ФОКУС-ГРУППА.
  • РЕФЛЕКСИЯ.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех блоков.

В сценарий Мастер-класса включены игровые методы психологической помощи учителю (в том числе и для разрешения конфликтных ситуаций). Обучение в педагогических учебных заведениях направлено на передачу студентам знаний по школьному предмету и умений, связанных с методикой его преподавания. Даётся также курс возрастной и педагогической психологии, построенный, кстати, излишне академично. Недостаточно изучаются вопросы практической психологии, крайне мало проводится специальных занятий по психотренингу.

Придя в школу, специалисты сталкиваются со многими новыми проблемами, к решению которых они не подготовлены.

И молодой специалист, и опытный учитель нуждаются в постоянной психологической помощи. Ведь они должны достойно держать себя в конфликтных ситуациях, уметь сдерживаться, разбирать и улаживать противоречия, возникающие во взаимоотношениях с учениками.

Поиск профессионального взаимопонимания и организационных форм эффективного взаимопонимания – процесс сложный и длительный. Но это необходимо.

Мастер-класс сопровождается презентациями всех его блоков. Это связано не только с использованием современных информационных технологий при проведении таких серьёзных профессиональных мероприятий, не только для достижения эффектных результатов, но и как способ восприятия достаточно сложной информации.

В психотерапевтических целях используются метафоры, притчи, легенды, сказки, играющие с давних времён роль “психологических помощников”. Они выполняли эту функцию задолго до появления психотерапии как науки. Житейская мудрость, поучительная и забавная сцена могут скорее способствовать прозрению, чем длительный анализ.

Техники, которые помогают найти собственную стратегию поведения в противоположность советам истории, и притчи не налагают на человека обязательств, а дают возможность взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.

В сценарии есть раздел “Личный комментарий” - это субъективное мнение, однако оно основывается на знаниях по педагогике и психологии, а также подтверждается практикой работы классным руководителем, педагогом-психологом и учителем.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Презентация

Музыкальное приложение