Культурологический аспект в географическом образовании школьников

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, семейных отношений и т.п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – от комплекса знаний до навыков практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимодействие человека, общества и природы.

Сегодня школьное образование формируется в единстве естественнонаучной и гуманитарной образовательной модели. Развивающий потенциал школьного образования заключается в гуманистическом характере решаемых им задач: усиление культуротрансляционных функций (передаче накопленного опыта как человечества в целом так и опыта конкретного этноса); “окультуривание” его содержания, культивирование здорового образа жизни и здоровьесберегающих знаний, умений, навыков; продуктивное и творческое развитие личности; познание модели Целостного мира. Гуманитаризация образовательного процесса в школе заключается не только в качественной передаче гуманитарных знаний, но и значительном усилении гуманитарных аспектов естественнонаучных дисциплин. Поэтапное усиление культурологической образовательной парадигмы от основной до старшей школы является непреложным условием, способствующим формированию личности подрастающего поколения.

Сама структура процесса познания позволяет передавать чувственный опыт, формировать образные представления, моделировать ситуации, формулировать логические следствия при изучении естественнонаучных дисциплин.

Природные явления как и социальные не могут быть достаточно полно представлены средствами одного языка, они часто взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для целостного восприятия нужен объединяющий подход, нужна интегративность разных способов восприятия мира. В рамках именно такого подхода высвечиваются гуманитарные начала любого знания.Помимо интегративности способов освоения культурологический подход рассматривает научный опыт как феномен культуры, в котором выделяется ценностная составляющая.

Формирование естественно-научной культуры, в том числе географической – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на взаимодействие народов и стран мира. Исходя из культурологической методологии, системообразующая цель всего школьного курса географии – формирование целостной разностороннеразвитой творческой личности.

В результате изучения курса ученик должен развивать географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою созидательную деятельность с законами природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохранять, преумножать и развивать природу для будущих поколений людей и цивилизаций.

Политехнические знания - о науке, технике, производстве и управлении являются составной частью знаний и умений, в формировании которых география участвует наряду с другими предметами.

Оценивая политехнический потенциал школьной географии, необходимо учитывать два обстоятельства. Первое из них заключается в том, что география единственная из классических фундаментальных наук, являющаяся одновременно и общественной, и естественной. Это увеличивает синтезирующие функции географических знаний в общей системе знаний. Второе обстоятельство состоит в том, что кроме собственно географических знаний в содержание курсов географии входят сведения из других научных дисциплин: геологии, геохимии, астрономии, этнографии, экономики. Включение этих сведений в школьный курс географии отражает, с одной стороны, реально существующий процесс интегративности образования, а с другой – позволяет глубже объяснить изучаемые природные и общественные объекты и явления.

Возможность и очарование географии состоит в том, что она позволяет видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. Понимание взаимоотношений между людьми, территорией и окружающей обстановкой зависит от понимания пространства широком смысле слова.

Культурологический подход в преподавании школьного курса географии предполагает системное использование методов, приемов, современных образовательных технологий. Включение в содержание каждого урока художественно-эстетических элементов, рассказов о жизни великих исследователей, афоризмов выдающихся деятелей культуры и науки – это всё маленькие кирпичики “педагогических хитростей”, из которых складывается здание духовно-нравственных ценностей.

Одним из примеров реализации культурологического аспекта географического образования школьников может являться конкретный урок “Водные ресурсы и охрана вод”, относящийся к курсу “География России: природа, население, хозяйство” 8 класс.

Цели урока:

- формирование новых знаний: значение воды в жизни человека, особенности хозяйственного использования водных, определение проблем загрязнения и охраны вод;

- формирование новых понятий: водные ресурсы, водопотребление, водопользование, водный дефицит;

- формирование универсальных учебных действий: работа с различными источниками географической информации, самоконтроль ЗУН, составление опорных схем, анализ, сопоставление, участие в диспуте;

- привитие навыков природоохранного поведения.

Оборудование: физическая карта России, таблица “Рациональное использование природных ресурсов”, компьютерная презентация.

Урок построен с использованием технологии модульного обучения. Урок – образовательный модуль, этапы урока – учебные элементы с определенным количеством времени, целями и инструкциями по выполнению заданий.

Ход урока

Организация учащихся и постановка задач урока. УЭ-0 (1 мин.)

Изучение нового материала.

УЭ-1 (5 мин.), цель – раскрыть значение воды в природе и жизни человека.

Учащиеся слушают устное сообщение, работают с учебником (параграф № 21) и составляют схему “Значение воды для человека”.

Устное сообщение: “По образному выражению академика А.А.Карпинского, вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было, по мнению выдающегося геохимика А.Е.Ферсмана, вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни. Потребности в чистой воде постоянно увеличиваются. В среднем на одного жителя нашей страны приходится 170 литров в сутки, в больших городах - более 300 литров, а в Москве – свыше 360 литров. Велика и многообразна роль воды в природе и жизни человека. Вода – это источник энергии. В наши дни гидроэнергетика играет заметную роль в экономике страны. В России построены одни из самых мощных гидроэлектростанций мира – Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская. Вода – прекрасный растворитель. Вода используется человеком как сырьё, растворитель и охладитель. Наиболее водоемкими являются производства искусственного волокна, шерстяных тканей, очистка нефтепродуктов и металлургия. Для производства одной тонны меди требуется 5 тонн воды, одной тонны капрона – 5600 тонн, одной тонны каучука – 1550 тонн. По способу использования воды различают водопотребление и водопользование.

УЭ-2 (20 мин.), цель – ввести новые понятия и раскрыть особенности размещения и использования водных ресурсов.

Итак, вода, которая используется человеком, является важнейшим природным ресурсом, различают способы её использования.

По тексту учебника пар. № 21 стр. 126-129 учащиеся выписывают в тетрадь определение следующих понятий: водные ресурсы, водопользование, водопотребление.

Потребность в воде постоянно увеличивается.

Использование водных ресурсов в полном объеме осложняется двумя факторами: неравномерным размещением по территории страны и крайне нерациональным их использованием, что приводит к экологическому кризису и соответственно водному дефициту.

Особенности размещения водных ресурсов по территории отражены на карте.

Основными причинами водного дефицита и сокращения водных ресурсов стало расточительство и загрязнение поверхностных вод в результате деятельности человека.

По тексту учебника пар. № 21 стр. 126-129 учащиеся отвечают на вопросы: в чем заключается проблема дефицита воды на территории России и в чем причина водного дефицита.

Поскольку реки являются источниками энергии, важно выяснить на каких реках эффективно создание электростанции и каковы последствия при создании рек на равнинных реках.

Используя в качестве помощи текс на стр. 127-128 проведите диспут об эффективности создания ГЭС на равнинных реках. Наряду с этим выясните для каких целей создаются водохранилища, какие отрицательные последствия при этом возникают.

УЭ-3 (7 мин.), цель – определить основные меры по охране вод от загрязнения.

Водопользователи часть используемой воды возвращают в водоемы, изменяя качество воды. Водопотребители также в результате своей деятельности влияют на качество воды. По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление загрязненной воды вызывает 80% всех заболеваний человека. Поэтому сейчас остро стоит вопрос об охране вод от загрязнения.

Учащиеся читают текс на стр. 129-130 и отвечают на вопрос: “Какие меры способствуют охране вод от загрязнения”.

УЭ-4 (5 мин.), цель – закрепление знаний по теме урока.

Ответьте на вопросы теста.

1. Воды суши, пригодные для хозяйственного использования – это:

А) реки, озера

Б) водные ресурсы

В) водопотребление.

2. Основными водопотребителями являются:

А) рыбное хозяйство и транспорт

Б) промышленность, с/х, коммунальное хозяйство

В) металлургия и химическая промышленность.

3. Использование водных ресурсов для удовлетворения хозяйственных нужд – это:

а) водопользование

б) водопотребление

в) водные ресурсы.

4. Важной причиной отсутствия наводнений на Волге является:

А) постепенное таяние снега

Б) наличие водохранилищ

В) малое количество снега на территории бассейна.

5. В какой части страны наибольший годовой сток:

А) в Европейской

Б) на Урале

В) в Сибири.

6. Наиболее мощные ГЭС в России построены на реках:

А) Ангаре и Енисее

Б) Оби и Иртыше

В) Лене и Днепре.

7. Наиболее эффективным способом защиты вод от промышленного загрязнения является:

а) строительство очистных сооружений

б) системы оборотного водоснабжения

в) лесопосадки.

УЭ-5 (2 мин.), цель – самооценка работы над модулем.

Подумайте над вопросами, результат запишите в тетрадь.

Оцените результат самостоятельной работы над модулем (% усвоенного материала).

Какой вопрос, связанный с использованием водных ресурсов, вас заинтересовал и вы хотели бы его обсудить в классе?