Домашние эксперименты

Разделы: Работа с дошкольниками


Еще вчера ваш малыш лежал спокойно на том месте, где вы его оставили, а сегодня, вернувшись, находите его лежащим на животике, тогда как точно помните, что клали его на спину. С этого самого момента ваша спокойная жизнь закончилась.

С каждым днем ваш ребенок будет учиться двигаться, скоро научится садиться, ползать, а потом ходить. Всякий раз, осваивая новый вид движения, маленький человечек делает для себя новое открытие: сегодня я могу доползти до игрушки, а завтра я поползу в прихожую и наконец-то попробую на вкус папину и мамину обувь. Сегодня я могу дошагать до стула, а завтра я дотопаю до телевизора и, о чудо, нажму на заветную кнопочку! Сегодня я могу забраться на маленькую табуретку, а завтра я наконец залезу на папин стол и потрогаю такой манящий светящийся экран монитора, а если повезет, посмотрю, что у него внутри!

Родители, в свою очередь, тоже делают большое открытие. Оказывается, игрушки интересуют их ребенка гораздо меньше, чем реальные вещи! Что же делать родителям, когда любимое чадо, едва научившись ходить, начинает исследовать маленькую квартиру, полную опасных и дорогостоящих вещей, которые совершенно некуда убрать? Надеюсь, нет нужды говорить о том, что ребенок не понимает ни опасности, ни истинной цены окружающих его предметов. Поэтому и наказывать его за то, что он разбил любимую антикварную вазу, сломал дорогой музыкальный центр или порвал важный документ просто бессмысленно. Родители должны понимать, что ответственность за произошедшее лежит только на них самих.

По возможности, взрослые должны принять все меры, чтобы действительно ценные и важные вещи были убраны подальше, желательно в закрывающийся шкаф. Это, прежде всего, документы, деньги, драгоценности. Часто бывает, что мы недооцениваем степени любопытства ребенка. 

Кстати, если вы думаете, что когда ваш ребенок вырастет, он не будет ничего ломать, спешу вас разочаровать. Сын одной моей знакомой с младенчества был склонен ко всякого рода “творческому” хулиганству. Апогей его деятельности пришелся на 10 лет, когда он в отсутствие родителей изрезал кухонный ковер на маленькие кусочки. И искренне не мог понять, за что его ругали: был один квадратный ковер, а стало много маленьких разной формы – красиво же!

Современные квартиры заполнены техникой, которую зачастую некуда спрятать и убрать от ребенка. А как привлекают малыша кнопочки и огонечки! Можно, конечно, купить ему подобную игрушку, но она займет его ненадолго, в отличие от настоящих пультов, клавиатур, мобильных телефонов. Ребенка неудержимо влечет мир взрослых предметов. Это инстинкт, сохранившийся с древних времен: повторяй все за взрослыми, иначе не выживешь.

Как же быть родителям в этом случае? Каждый взрослый, в конце концов, понимает: ребенка остановить невозможно. Он все равно найдет способ залезть туда, куда нельзя. Остается одно: поменять свое отношение. Смириться с тем, что кое-каких вещей, или посуды, или ценных бумажек придется лишиться. Спокойно, без раздражения, терпеливо (даже если это будет 10 раз на дню) постоянно объяснять малышу, что можно, а что нельзя.

Главное, придерживаться незыблемости запрета: нельзя – значит нельзя никогда и ни при каких условиях.

Особенно строго нужно запрещать действительно опасные вещи (реально оценивайте степень опасности, к примеру, включать воду в раковине не так уж и опасно, если подумать): трогать горячий утюг, лезть пальцами в розетку, поворачивать ручки газовой плиты, совать руки в дверной проем и закрывать дверь и т.д.

Но даже при этом всем ваш ребенок ни от чего не застрахован, и случиться может все, что угодно.

Запретов не должно быть слишком много.

Запреты должны “уравновешиваться разрешением поделать” что-нибудь из того, что делают взрослые.

Будет очень хорошо, если  дети буквально месяцев с 10 могут посильно помогать маме   мыть полы, посуду, поливать цветы, вытирать пыль. Для ребенка такие “задания” — большое счастье. Дети часто просят: “Мама дай мне задание”, “Мама, разреши мне похозяйничать”.

Ребенок удовлетворяет свое стремление стать большим, прикоснуться к заветному миру взрослых, он гордится этим: я – помощник. Дайте ребенку маленький молоточек, пусть “забивает” с папой гвоздики в доску, или идет в гараж с папой ремонтировать машину. Мальчишки даже с самого раннего возраста от такой мужской работы просто без ума.

Разрешите своему малышу в вашем присутствии вдоволь настучаться по клавишам компьютера, а потом вместе распечатайте документ. Можно добавить: “Сейчас ты поработаешь, а потом буду работать я, а ты поиграешь”.

Обязательно хвалите ребенка после каждой его “помощи”. Ощущение того, что его пускают в мир взрослых, отвлечет ребенка от того, что делать не нужно и направит его энергию в полезное русло.

Уважаемые родители -  любите своего ребенка таким, какой он есть, даже если он разгромит квартиру. Ребенок познает мир – что может быть чудеснее и радостнее! Через много лет, когда он подрастет, поверьте, вы будете вместе с ним смеяться над его детскими проделками.

Вот несколько простейших игр для детей от года до 3 лет. При этом вам не нужно покупать дорогостоящие игрушки. Игры можно чередовать, переходить от одной к другой, постепенно увеличивая степень сложности.

Пересыпание. Поставьте перед ребенком две небольшие пиалки. В одну из них насыпьте гороха, а другая будет пустой. Покажите своему малышу, как с помощью ложки или вручную можно постепенно перекладывать горох. А можно и послушать песенку: “Как горох? Как дождик – кап-кап. А вот пошел град и т.п.” Со временем это занятие можно усложнить: вместо ложки дать пинцет, а вместо гороха нарезать поролоновых шариков. Только будьте осторожны! Ребенок мал, такая игра должна происходить под неусыпным присмотром взрослого. Это упражнение развивает координацию движений, пространственное воображение и тактильное ощущение.

Переливание. Поставьте пред ребенком две небольшие прозрачные емкости: одна с водой другая пустая. Предложить ребенку разлить пополам или дать губку. Обратить внимание детей, что воды стало меньше после того, как мы в емкость поместили губку. Куда подевалась вода? Объясните ребенку. Можно дать малышу медицинскую клизму. Набрать в нее воды. Спросить ребенка: “А где вода? Почему ее не видно?”. Дождитесь ответа ребенка. Если он затрудняется ответить, объясните ему.

А какое удовольствие ребенок получит, если вы добавите немного красителя в воду. Можно предложить краски и сделать морковный сок или апельсиновый при помощи смешивания двух цветов красок (красной и желтой). После игры ребенку предложите зарисовать все то, что вы делали с водой. Такие игры развивают у детей память, логическое мышление, мелкую моторику, речь.

Сортируем. Для этой игры подойдут пуговицы различного цвета, пробки от пластмассовых бутылок, фасоль, плоды рябины. Поставьте перед ребенком две баночки. В одну нужно положить только красные фасолинки, а в другую только белые. При этом не забывайте называть цвет. Не жалейте похвалы, если малыш справляется с заданием. В результате у ребенка развиваются глазомер и мелкая моторика, он учится упорядочить и сопоставлять предметы и явления.