Цели интеллектуальной игры: способствовать формированию умений самостоятельно работать с источниками информации и интегрировать знания из различных областей наук.
Задачи интеллектуальной игры:
- Расширять кругозор обучающихся.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу через формирование умений работать в коллективе.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, ребята!
Вы знаете, что в школе проходит интегрированная декада по биологии. В рамках декады проводятся мероприятия по разным предметам. Это ролевые игры, викторины, проекты, конкурсы… Декада по биологии поможет вам проявить себя в разных формах деятельности.
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру на литературно-биологическом поле для учеников 10 класса, для азартных, находчивых и весёлых эрудитов.
Отборочный тур.
Литератор: Представляем вам 10 вопросов отборочного тура, по итогам которого формируются команды по наибольшему числу набранных баллов. Ребята выбирают карточки с вопросами.
Задания отборочного тура.
- Какое животное из всех летающих является рекордсменом по частоте движений крыльев? (Комар.)
- Какое растение является символом Шотландии: чертополох, можжевельник или папоротник? (Чертополох.)
- Кто такой нетопырь? (Летучая мышь.)
- Что такое прополис: вид страховки или пчелиный клей? (Пчелиный клей.)
- Что означает устаревшее слово «ланиты»? (Щёки.)
- Завершите пословицу: «Куда конь с копытом, туда и ... (Рак с клешнёй.)
- Какое заболевание передаётся комарами? (Малярия.)
- Создатель Берлинского аквариума, автор книги «Жизнь животных». Кто это? (А. Брем.)
- По подсчётам учёных, каждый 200-й землянин носит гены этого человека? Кого? (Наполеона, Чингисхана, А. Македонского.)
- Это животное потребляет около 230 кг сена и 270 л воды каждый день. Назовите его. (Слон.)
По итогам тура происходит распределение команд по 6 человек, и выбираются капитаны в каждой команде.
Конкурс «Найди ошибку!»
Биолог: Командам даётся 3 минуты на выполнение задания. Необходимо найти ошибки в тексте и объяснить их. Каждая найденная ошибка оценивается в 1 балл. [2].
Задание первой команде.
Рассказ охотника: Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили мучавшую нас жажду и, скинув одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись в тени саксаулового леса. Стали думать: что же нам делать дальше?
Наконец, сообразили: построим из саксауловых брёвен плот. Мы благополучно достигли ближай-шего селения.
Задание второй команде.
Рассказ бывалого моряка: По небу плыли белые, кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна цунами то поднимала нас, то опускала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды, но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направи-лись к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.
Конкурс «Загадки о природе».
Литератор: А сейчас попробуйте отгадать, о чём идёт речь в наших загадках. [4].
- Корни её незримы.
Всех деревьев выше – вершина;
Вверх, всё вверх идёт,
Но не растёт. (Гора.) - Тридцать белых коней в красном стойле живут, вместе скачут и вместе останавливаются. (Зубы во рту.)
- Без голоса кричит,
Без крыльев, а порхает,
Без зубов кусает,
Без рта, а ворчит. (Ветер.) - Жёлтое на синем видит белое на зелёном и говорит: «Похоже на меня, только я вверху, а оно внизу». Что это? (Солнце и ромашка.)
- В беленькой бочечке два разных пива: болтаются, болтаются, никак не смешиваются. (Яйцо.)
- Холодное, как лёд:
Не дышит, но живёт,
Всегда кольчугу носит
И пьёт, хоть не просит. (Рыба.) - Безногое на одноногом,
Двуногое на трёхногом,
А четвёртое рядом. (Рыба на столе, человек на табурете, кошка рядом.) - Всё без пощады съедаешь ты:
Птиц и зверей, деревья, цветы;
Точишь железо, сталь поедаешь,
Твёрдые скалы в прах обращаешь,
Здания рушишь, царей убиваешь.
Гордую гору с долиной равняешь! (Время.)
Конкурс переводчиков.
Биолог: Переведите термины. Нужно найти необходимый термин. Работаем командой. [2].
- На греческий – «струна». (Хорда.)
- На греческий – «учение о жилище». (Экология.)
- На латинский – «восстановление». (Регенерация.)
- На латинский – «отражённый». (Рефлекс.)
- На латинский – «окраска». (Пигмент.)
- На латинский – «помесь». (Гибрид.)
- На греческий – «совместная жизнь». (Симбиоз.)
- На латинский – «народ, население». (Популяция.)
- На греческий – «учение о животных». (Зоология.)
- На латинский – «площадь, пространство». (Ареал.)
Конкурс «Что? Где? Когда?»
Литератор: Посмотрим, кто самый эрудированный в данном конкурсе. [1].
Задания командам.
- Этот всем известный атрибут современной одежды пришёл из ботаники. Швейцарский изобретатель Жорж де Местраль как-то обратил внимание на плоды растения дурнишника и запатентовал своё изобретение. Какое? (Застёжку-липучку.)
- В настоящее время по численности они занимают 2-е (после человека) место на земле – их 1,2 млрд. особей. В Латинской Америке их приходится 9 на каждые 10 человек. В Австралии их на 40% больше, чем людей. За два года жизни организм каждого из них выделяет в атмосферу примерно 200000 литров метана. О каком животном идёт речь? (О коровах.)
- Они являются своеобразной визитной карточкой Америки. Слоны, львы, антилопы любят об них чесаться. О чём идёт речь? (О термитниках.)
- Она является самым распространённым заболеванием, от неё страдает каждый пятый житель Земли. При этом наиболее частой её формой является сенная лихорадка. Что это за заболевание? (Аллергия.)
- Нормальный пульс человека в спокойном состоянии 70-80 ударов в минуту, а у кого из пере-численных животных частота пульса наибольшая: у собаки, кошки, кролика, мыши. (У мыши.)
- Так называется и тигр, и залив, и огонь? (Бенгальский.)
- Из-за неё в 1812 году русские солдаты убивали иногда своих же офицеров, особенно ночью. Из-за чего? (Из-за французской речи.)
- Это существо является одним из лучших борцов с ядовитыми змеями, яд которых на него почти не действует. К тому же его ловкость и увёртливость лучше, чем у мангуста. Кто это? (Ёж.)
Викторина.
Биолог: Вашему вниманию предлагаем вопросы викторины. Команды отвечают по очереди, предлагая свои варианты ответов. Засчитываются самые точные ответы.
- Древние римляне говорили – «…там, где лежит заяц», а мы говорим ... (Где собака зарыта.)
- Этот цветок называется «царским», хотя на вид он очень скромный. (Василёк.)
- Какой породы были собаки в литературных произведениях?
- Какую песенку пела белка из сказки Пушкина?
- Назовите фамилии художников, написавших картины (в названии картины – названия животных, растений, биотопов…)
- Как называется танец, который надо танцевать, чтобы вылечиться от болезни, вызванной укусом паука с таким же названием? (Тарантелла – тарантул.)
- У розы их два, у ромашки три, у традесканции целых пять. А сколько их у георгина? (Столько же, сколько и у ромашки – три слога.)
- В Европе это насекомое называется солнечный телёнок, а как у нас? (Божья коровка.)
Конкурс «Знатоки мифологии».
Литератор: Вспомним мифологию. Что означают эти слова? Командам раздаются карточки с мифологическими терминами.
Задание первой команде.
Объясните значение слов Дракон, Протей, Сирены.
- Драконы – род ящериц семейства агам; имеют по бокам тела широкие складки кожи, которые позволяют им пролетать расстояние до 20 м.
- Протеи – семейство отряда хвостатых земноводных с вытянутым телом и наружными жабрами, сохраняющимися в течение всей жизни, в мифологии – морское божество, прорицатель, меняющий свой вид.
- Сирены – отряд водных млекопитающих, к которым относятся ламантины, морские коровы.
Задание второй команде.
Объясните значение слов Ехидна, Молох, Сатир.
- Ехидна – в мифологии чудовище в облике полуженщины, полузмеи; в биологии – семейство яйцекладущих млекопитающих.
- Молох – в мифологии – бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы.
- Сатир – в мифологии одно из божеств, развратный спутник бога вина и веселья Дионисия; в биологии – бархатница из семейства крупных дневных бабочек с пятнами на крыльях в виде глазков.
Конкурс «Знаменитые имена».
Биолог: Определите, о каком учёном идёт речь? [2].
- Русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Создал теорию фагоцитоза. (И.И. Мечников.)
- Советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Установил, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. (И.П. Павлов.)
- Шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира. Впервые применил бинарную номенклатуру; создал искусственную классификацию растений и животных. (К. Линней.)
- Советский учёный, основоположник учения об основах селекции, о центрах происхождения культурных растений. (Н.И. Вавилов.)
- Русский учёный – физиолог растений. Открыл закономерность фотосинтеза. (К.А. Тимирязев.)
- Австрийский (чешский) учёный – натуралист, основоположник учения о наследственности. (Г.И. Мендель.)
Итог игры.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Награждается лучшая команда-победитель, а также выявляются наиболее активные и находчивые эрудиты.
Литература:
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград. 2007.
- Галеева Н.Л. «Интегрированные биологические декады», Москва, 2008.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Москва. 2006.
- Толкиен Джон Р.Р. «Властители колец» (Хоббит, или Туда и обратно. Содружество, ч.I.), 2005.