Конспект урока по изобразительному искусству. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  1. Дать представление об истоках театра.
  2. Дать понятие о карнавальных древних ритуалах.
  3. Рассказать о специфике работ художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля.
  4. Показать на примерах усиление эмоционального состояния в масках.
  5. Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • творчески участвовать в создании образов, персонажей спектаклей и других зрелищных постановок;
  • ознакомление с декоративно-прикладным искусством;
  • закрепить понятие тона;
  • развивать чувство тоновой гармонии;
  • научить передавать основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота;
  • осуществлять межпредметные связи (изо, технология, чтение).

Оснащение урока:

  • различные варианты масок;
  • слайды, фотографии масок;
  • работы учащихся;
  • музыкальный ряд: песня Игоря Саруханова «Маскарад», Аллы Пугачёвой «Арлекино».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

(Приложение 1. Слайд 2)

Ряженье – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для русских были характерны:

  • облачение в необычные костюмы;
  • сокрытие лица под маской;
  • нанесение на открытые участки тела красок или сажи;
  • употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов;
  • неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т.п.).

В России праздничные игрища с масками, чучелами, были, например на Рождество или Масленицу.

На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. (Слайд 3)

Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. (Слайд 4,5)

Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями

Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.

(Слайд 6,7)

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии.

(Слайд 8-12)

Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. (Учебник под редакцией Неменского Б.М. «Искусство вокруг нас. Ч.2 стр. 56-57.)

Маски бывают самые разные: они могут изображать:

  • героев фильмов (Слайд 13);
  • зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц (Слайд 14-17).

Маска выражает характер персонажа! Выразительность маски меняется от ого, какие нарисованы, приклеены и т.д. глаза, брови, нос, рот. Это и есть тема урока.

В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски

Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска)..

Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.

(Слайд 18-19)

(Учебник с. 58-59.)

II. Основная часть.

Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.

Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом , цель работы художника в театре – помочь актёру раскрыть содержание спектакля.

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны нарисовать эскизы веселой и грустной масок.

- В масках с ярко выраженной эмоциональной окраской нужно обратить внимание на их характеры: добрые и злые, весёлые и грустные. Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.)

- Сравним (смайлики на доске).

Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)

- Откройте тетради (с.32-33). Посмотрите на маски, которые здесь изображены.. Обратите внимание на нос, рот, брови, глаза, цвет.

- Можем ли мы здесь определить настроение? Как? Давайте попробуем.

III. Самостоятельная работа детей.

Стр. 32 «Рабочая тетрадь.3 класс. Под редакцией Б.М. Неменского.

А сейчас вы должны дорисовать эскизы этих масок – весёлой и грустной. Сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют эскизы масок. Учитель ходит по классу и если надо помогает.)

(Во время работы включаю песни: Игоря Саруханова «Маскарад», Аллы Пугачёвой «Арлекино».)

IV. Конкурс рисунков.

Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски. (По окончании урока проводится выставка готовых работ учащихся) А пока вы рассматриваете маски, послушайте, какие стихи по теме урока приготовили ребята. (Чтение стихов заранее подготовленными детьми)

1. Карнавал в Венеции. Кирсанов Сергей Васильевич.

Едва наденете Вы маску,
Как попадете сразу в сказку.
Встает с Венецией из вод
Перед глазами хоровод
Причудливых средневековых масок,
Предела нет палитре красок...

2. «Карнавальные маски». Вера Соколова.

Карнавальные маски,
новогодние сказки,
и сквозь узкие прорези
светятся глазки.

3. Козловский.

Пингвины кружат с рыбками
И петушок с лисой,
И волк кричит с улыбкою:
Ну погоди, косой!?
И лица счастьем светятся
У маленьких зверят?.
И никому не верится
Что это детский сад.

4. Лаврова Татьяна.

Кружит яркий карнавал,
Праздник всех околдовал!
Я надел костюм и маску,
Добрый рыцарь я из сказки.
Щит и меч в руках моих,
Драться буду за двоих!
Вот бы в маске целый год
Жить, как рыцарь, без хлопот!

5. (Слайд 20)

V. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (смайлики грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваше состояние на уроке.

- Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

Вы бы выбрали весёлые маски – я рада, что вам понравилось на уроке.

- Закончите предложения на доске:

  • Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)
  • Сегодня на уроке я узнал:
    • какие бывают маски,
    • с помощью чего достигается выразительность… и т.д.

- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!

Наш карнавал. (Приложение 2)

Работы детей. (Приложение 3)