Простые и сложные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: знать структурные различия между простыми и сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

Задачи: уметь различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; раскрыть духовно-нравственное содержание "Крохоток" А.И.Солженицына; на их основе научить учащихся в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл, воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • Произведения А.И. Солженицына, учебник "Русский язык" для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Ход урока

1) Вступительное слово учителя:

Мы сегодня отправляемся в словесные джунгли на поиски простых и сложных предложений. Но в джунглях быть опасно, поэтому вы должны быть вооружены знаниями, то есть каждый из вас должен знать отличительные признаки простых и сложных предложений.

2) Шаг № 1 нашего путешествия - языковая разминка

"Словесный гербарий"

  • 1 вариант: Глубь, листаешь, наша, история, ты, листаешь.
  • 2 вариант: Она, чудесная, свои, открывают, и, страницы.

Задание:

  1. Составьте предложения из этих слов.
  2. Объясните орфограммы.
  3. Найдите грамматическую основу.

- Прочитайте свои предложения.

  • 1 вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории.
  • 2 вариант: И она открывает свои чудесные страницы.

(Объясняются орфограммы и указываются грамматические основы)

- В джунглях надо быть осторожными и идти только шагом.

3) Шаг №2 " Арсенал охотника во время поиска простых и сложных предложений" (Знакомство с новой темой)

  • Обратимся к нашей языковой разминке и соединим предложения первого и второго вариантов.

Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории, и она открывает свои чудесные страницы.

  • Сколько грамматических основ в нашем предложении? (две)
  • Какое получилось предложение простое или сложное? (сложное)
  • Какой опознавательный признак этого предложения? (наличие двух грамматических основ)
  • Что является средством связи? (союз и)

Вывод:

  • Какие предложения называются сложными, а какие простыми?

4) Шаг №3 " Кто - кого передумает". (Отработка навыков)

Задание: выпишите сложные предложения, расставляя знаки препинания, объясните пропущенные орфограммы.

Прошло жаркое лето и наступила ос..нь. Стояли ясные дни птицы готовились (к)отлёту. (С)утра был туман но к завтраку погода разгулялась. Прибл..жался к..нец сентября а холода ещё (не)наступали. Нач..лся ливень и мы поб..жали к сторо..ке. Гроза окончилась к вечеру.

- Проверка работы.

5) Шаг №4 " Охотники за сложными предложениями"

(Объяснительный диктант по тексту А.И.Солженицына)

В город возят колхозники молоко, творог, помидоры в рюкзаке.

Он держит столько тяжести, что даже через телогрейку его не выносит плечо.

Бабы плетёнку вскидывают на середину спины, а ремень нахомучивают себе через голову. Тогда равномерно раскладывается тяжесть по двум плечам и груди.

Задание:

  • Объясните постановку знаков препинания.
  • Подчеркните союзы и главные члены предложения.

Взаимопроверка работ.

6) Шаг №5 "Работа шифровальщиков с текстом"

(Закрепление изученного )

Графический диктант

По тексту А.Солженицына "Шарик".

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, он кутёнком его посадил.

Понёс я ему однажды куриные кости, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние:

Подбежал ко мне, меня опрыгал, кости понюхал:

Шарик просил, чтобы ему дали только свободу.

Задание.

Прослушайте текст.

Составьте и запишите схемы предложений.

Проверка работы по ключу.

  • Какую тему поднимает автор этого теста?

7) Шаг №6 "Следопыты в словесных джунглях"

(Творческая работа)

Объясните смысл последнего предложения из графического диктанта:

"..Шарик просил, чтобы ему дали только свободу".

Итог урока.

  • Какие предложения называются сложными, а какие простыми?
  • Какой опознавательный признак сложного предложения?

Домашнее задание:

1. повторить теорию, параграф 46.

2. дописать сочинение-рассуждение.