Цель урока: знать структурные различия между простыми и сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.
Задачи: уметь различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; раскрыть духовно-нравственное содержание "Крохоток" А.И.Солженицына; на их основе научить учащихся в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл, воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование:
- Произведения А.И. Солженицына, учебник "Русский язык" для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Ход урока
1) Вступительное слово учителя:
Мы сегодня отправляемся в словесные джунгли на поиски простых и сложных предложений. Но в джунглях быть опасно, поэтому вы должны быть вооружены знаниями, то есть каждый из вас должен знать отличительные признаки простых и сложных предложений.
2) Шаг № 1 нашего путешествия - языковая разминка
"Словесный гербарий"
- 1 вариант: Глубь, листаешь, наша, история, ты, листаешь.
- 2 вариант: Она, чудесная, свои, открывают, и, страницы.
Задание:
- Прочитайте свои предложения.
- 1 вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории.
- 2 вариант: И она открывает свои чудесные страницы.
(Объясняются орфограммы и указываются грамматические основы)
- В джунглях надо быть осторожными и идти только шагом.
3) Шаг №2 " Арсенал охотника во время поиска простых и сложных предложений" (Знакомство с новой темой)
- Обратимся к нашей языковой разминке и соединим предложения первого и второго вариантов.
Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории, и она открывает свои чудесные страницы.
- Сколько грамматических основ в нашем предложении? (две)
- Какое получилось предложение простое или сложное? (сложное)
- Какой опознавательный признак этого предложения? (наличие двух грамматических основ)
- Что является средством связи? (союз и)
Вывод:
- Какие предложения называются сложными, а какие простыми?
4) Шаг №3 " Кто - кого передумает". (Отработка навыков)
Задание: выпишите сложные предложения, расставляя знаки препинания, объясните пропущенные орфограммы.
Прошло жаркое лето и наступила ос..нь. Стояли ясные дни птицы готовились (к)отлёту. (С)утра был туман но к завтраку погода разгулялась. Прибл..жался к..нец сентября а холода ещё (не)наступали. Нач..лся ливень и мы поб..жали к сторо..ке. Гроза окончилась к вечеру.
- Проверка работы.
5) Шаг №4 " Охотники за сложными предложениями"
(Объяснительный диктант по тексту А.И.Солженицына)
В город возят колхозники молоко, творог, помидоры в рюкзаке.
Он держит столько тяжести, что даже через телогрейку его не выносит плечо.
Бабы плетёнку вскидывают на середину спины, а ремень нахомучивают себе через голову. Тогда равномерно раскладывается тяжесть по двум плечам и груди.
Задание:
- Объясните постановку знаков препинания.
- Подчеркните союзы и главные члены предложения.
Взаимопроверка работ.
6) Шаг №5 "Работа шифровальщиков с текстом"
(Закрепление изученного )
Графический диктант
По тексту А.Солженицына "Шарик".
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, он кутёнком его посадил.
Понёс я ему однажды куриные кости, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние:
Подбежал ко мне, меня опрыгал, кости понюхал:
Шарик просил, чтобы ему дали только свободу.
Задание.
Прослушайте текст.
Составьте и запишите схемы предложений.
Проверка работы по ключу.
- Какую тему поднимает автор этого теста?
7) Шаг №6 "Следопыты в словесных джунглях"
(Творческая работа)
Объясните смысл последнего предложения из графического диктанта:
"..Шарик просил, чтобы ему дали только свободу".
Итог урока.
- Какие предложения называются сложными, а какие простыми?
- Какой опознавательный признак сложного предложения?
Домашнее задание:
1. повторить теорию, параграф 46.
2. дописать сочинение-рассуждение.