Урок-КВН по математике

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Цель урока:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • создание педагогической ситуации общения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: активизирование знаний учащихся об изученных способах внетабличного умножения и деления.
  2. Развивающие: развитие интеллектуальных качеств личности, стимулирование познавательного интереса, творческих способностей; развитие навыков устной речи; развитие навыков групповой работы.
  3. Воспитательные: повышение общекультурного и личностного развития, становление способностей к учебному общению, сопереживанию; формирование коммуникативных навыков учащихся.

Оборудование:

  • для учителя: музыкальное сопровождение, наглядные пособия, призы;
  • для учащихся: карточки с заданиями, эмблемы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:
    1. Представление жюри, знакомство с правилами игры; постановка целей и задач.
    2. Приветствие команд.
    3. Проверка домашнего задания.
    4. Разминка «Отправляемся в путешествие».
    5. Конкурс « Шифр».
    6. Конкурс «Рыбалка».
      Физкультурная минутка.
    7. Конкурс капитанов по составлению задач.
    8. Конкурс «Разгадай кроссворд».
    9. Конкурс «Займи свое место».
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети заходят под музыку «Мы начинаем КВН».

Учитель:

Итак, друзья!
В обычный день, в урочный час
На КВН зовем всех вас.

КВН – соревнование в остроумии и знании.
Чтоб этот праздник КВН вам по душе пришелся всем,
Нужно знанья иметь прочные,
Быть веселым и находчивым.

II. Основная часть.

1. Знакомство с правилами игры, представление жюри.

Цель. Итак, чем мы сегодня будем заниматься? Любая игра предполагает соблюдение правил.

Правила игры:

  • Если задание готово – займите свои места, возьмитесь за руки и поднимите их.
  • Помните памятку игры:
    • успех команды зависит от деятельности каждого;
    • задания между членами команды распределяй так, чтобы каждый смог справиться после коллективного обсуждения;
    • обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием;
    • в группе равные возможности успеха.

Оценивать конкурсы будет жюри.

Представление жюри:

Наше жюри представляют (3 человека)…, оно доброе, но справедливое, каждый имеет свое мнение. Конкурсы оцениваются по 5-тибалльной системе: 5 б.- быстрое, качественное, организованное выполнение задания, 4 б.- 1-2 замечания, 3 б. – 3-4 замечания, если задание не выполнено – 0 б. Выставляется один общий балл.

Создание мотивации. Какие умения помогут вам в соревновании? Какие знания понадобятся? Как вы понимаете - организованное выполнение задания?

2. Приветствие команд (у детей эмблемы).

Цель. Вам понятны правила игры? Желаю успеха!

Чтобы удобнее было общаться, необходимо название команд.

1 команда «Круг», наш девиз:

«В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать».

2 команда «Квадрат», наш девиз

«У нашего квадрата все стороны равны,
Участники – ребята дружбою сильны».

3. Проверка домашнего задания.

На прошедшем уроке математики мы с вами путешествовали в страну Цифирию к королеве Арифметика. Каждая команда получила задание: нарисовать, как вы представляете эту королеву и ее страну.

Дети защищают свои работы.

Проверка: оценивается замысел и художественное оформление.

4. Разминка «Отправляемся в путешествие».

Цель. Сейчас повторим геометрические фигуры.

Отправимся в путь на карете. Посмотрите на нее и постарайтесь запомнить. Через 1 минуту вам надо составить ее из предложенных геометрических фигур.

Условия конкурса: вместе обсуждаем, выходим к доске по одному с одной фигурой, оценивается скорость и точность, когда задание закончено – сигнал.

5. Конкурс «Шифр».

Цель. Нелегко попасть в город, в который держим путь. Надо уметь логически мыслить.

В каждой строчке найдите лишнее число, и эта буква будет в названии, например: в первой строчке «лишним» является ответ 5, значит, название города будет начинаться на букву Ц .

5 Ц 10 а 15 г
250 и 251 о 252 у
100 р 200 н 120 ф
111 к 112 р 222 м
100 о 50 э 60 ю
5 г 50 д 55 в
222 р 223 ж 224 с
700 о 70 а 800 у
15 д 18 в 24 г

Ответ:

6. Конкурс «Рыбалка».

Цель. Но на пути встретилась еще преграда – река. Необходимо вспомнить взаимосвязь компонентов действия умножения и деления и решить уравнение.

Каждой команде предстоит «наловить рыбы». Поймать можно, решив уравнение и найдя «рыбу» с таким же корнем. (Приложение 1)

Условие конкурса: жюри оценивает количество правильно найденных решений, обсуждаем вместе, к доске выходим по одному, на задание – 2 минуты, пока звучит музыка.

Проверка: члены жюри собирают правильно решенные задания.

(Приложение 2)

Физкультурная минутка.

Вы хорошо потрудились, а теперь пора отдохнуть:

  • Закройте глаза, голову положите на парту, посчитайте мысленно, сколько рыб поймала команда.
  • Руки – за голову, прогнитесь назад, посчитайте про себя столько, сколько сотен в числе 530. Выполните это задание 3 раза.
  • Левую руку – за правое плечо, поворот головы вправо, правую руку – за левое плечо, поворот головы влево. Выполните 3 раза.
  • Гимнастика для глаз.
  • Присядьте столько раз, сколько яблок на дереве. Наклоны до пола столько, сколько груш видите (на доску вывешиваются изображения деревьев).

Слово жюри.

7. Конкурс капитанов по составлению и решению задачи. (Приложение 3)

А яблочки и груши – необычные. (Приложение 4)

Сорвав каждое из них, вы получите часть задачи. Надо составить условие, поставить вопрос и решить ее.

Цель. Проверим, как капитаны умеют анализировать задачу.

Условия конкурса: дерево выбирают командиры, кто первым ответит на вопрос – тому и право выбора:

Шарада:

Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решаем
И у доски, и за столом. (Задача.)

Задача 1. В пригороде 3 новых дома и 4 старых. В каждом новом доме по 160 квартир, а в каждом старом на 100 квартир меньше. Сколько всего квартир в этих домах?

Задача 2. У хозяйки 3 курицы и 2 утки. Каждая курица получает 130 граммов кормов, а каждая утка на 20 граммов больше. Сколько кормов ежедневно получают все эти куры и утки?

8. Конкурс «Разгадай кроссворд».

Цель. Пока капитаны решают задачи, нам предстоит вспомнить математические термины и разгадать кроссворд.

  • Геометрическая фигура.
  • Единица измерения времени.
  • Разряд.
  • Какая величина выражается в квадратных сантиметрах?
  • Компонент действия умножения.
  • Линия, у которой есть и начало и конец.
  • Единица измерения массы.
  • Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
  • Компонент действия деления. (Ключевое слово – умножение.)

Проверка. Команды сдают кроссворд, индивидуальный опрос капитанов по конкурсу задач.

9. Конкурс «Займи свое место».

Пришло время возвращаться числам домой. Построились они парами, и – в дорогу. Давайте построим им дорожку.

Цель. Сравним числа поразрядно и расположим в порядке возрастания. (Приложение 5)

Проверка. Капитаны после сигнала команды выкладывают числа на полу, образовывая «дорожку», жюри оценивает правильность.

Нам тоже предстоит найти свою пару.

Цель. Закрепим умение решать математические выражения. (Приложение 6)

Решите выражение, найдите ответ на «дорожке» и встаньте рядом с ним.

III. Итог урока.

(Дети построились так, что оказались рядом с соперником.)

Что вы чувствуете, когда находитесь рядом с соперником? Только вместе можно преодолеть трудности в пути, и не только в городе Цифрограде. Какие ваши умения и знания помогли справиться с заданиями?

Я предлагаю дома составить подобные задания, которые мы решим на следующих уроках.

IV. Рефлексия.

А сейчас я хотела бы послушать ваше мнение об уроке.

Выберите и продолжите фразу:

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я хочу похвалить себя за ...
  • Меня удивило ...
  • Для меня было открытием то, ...
  • Мне сегодня не удалось ...
  • Мне надо учесть на будущее ...
  • Дома я расскажу ...
  • Сегодня я научился ...
  • Урок привлек меня тем ...
  • Своей работой на уроке я ...
  • Самое интересное задание ...
  • Урок заставил меня задуматься ...
  • Урок взволновал меня тем ...
  • Наибольшее впечатление на меня произвело ...
  • На этом уроке я научился ...
  • Мне показалось важным ...
  • Было трудно, когда ...

Слово жюри, награждение победителей.

Нам удалось сегодня решить много нужных заданий, но еще большее ждет впереди. Желаю успехов по дороге знаний.

(Дети выходят из класса под музыкальное сопровождение «Дорога добра».)