Цели:
- отрабатывать умения в образовании сложных слов;
- развивать речь, мышление через отгадывание загадок, составление предложений;
- воспитывать мотивацию к обучению.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли у тебя в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!
- Назовите дату. Чётко проговорите, как мы будем записывать в тетрадях.
II. Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Подумайте, о чём я говорю: «Это обычно едят утром: хлеб с маслом, колбасой или с сыром»?
(Ответы детей.) (Слайд № 2)
- Правильно, это слово «бутерброд». Это слово пришло к нам из немецкого словаря и переводится - «хлеб с маслом». (записываю на доске, чётко проговаривая)
- Запишите это слово в тетрадь. Как вы думаете, почему это слово оказалось в словаре?
- На правописание каких букв мы должны обратить внимание?
- Составьте предложение с этим словом. (Дети составляют, проговаривают, а затем записывают в тетрадь).
- Можно ли сказать, что это слово состоит из двух корней?
- А как называются слова, состоящие из двух корней?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Записываем тему урока).
III. Образование сложных слов.
1. «Отгадай словечко». (Слайд № 3)
Дети читают, досказывают слово, затем записывают его в тетрадь, выделяем в словах корни, подчёркиваем соединительную гласную.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила…(самовар).
(Слайд № 4)
Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен … (мухомор)
(Слайд № 5)
Падают с ветки золотые монетки. (листопад)
(Слайд № 6)
Машина для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью – это … (вездеход)
IV. Вывод. (Слайд № 7)
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.Твёрдо помни: не пиши
В сложном слове букву И.
V. «Собери слово». (Слайд № 8)
Учащиеся читают задание и выполняют самостоятельно.
лист |
|
воз |
дым |
|
руб |
лес |
|
пад |
пар |
O |
вод |
верх |
|
ход |
сам |
|
лаз |
сад |
|
вар |
- А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Слайд № 9)
VI. «Отгадай загадку – напиши отгадку» (Слайд № 10)
- Прочитайте загадки – напишите отгадки. Выделите корни и подчеркните соединительные гласные.
- Он в небесном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.
(самолёт) - Живёт у нас в квартире робот,
Есть у него огромный хобот.
Как загудит его мотор, -
Глотает он и пыль, и сор.
(пылесос)
(Слайд № 11) - А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки.
(мухомор) - Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли я сошёл –
Прямо по морю пошёл!
(пароход)
(Слайд № 12) - Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
(вертолёт) - Кто один имеет рог?
Ну, конечно,… (носорог)
- Составьте с любыми словами предложения.
VII. Кроссворд «Явления природы»
Учащимся раздаются карточки с кроссвордом.
Как называются явления природы, когда:
- опадают листья;
- дороги покрываются льдом;
- лёд трогается на реке;
- сильно падает снег;
- падают звёзды;
- вода падает с высоты;
- камни падают с гор.
Когда дети заполнят кроссворд, им предлагается проверить, правильно ли они выполнили задание. (Слайд № 13)
VIII. Итог урока.
- А сейчас я предлагаю вам закончить предложения, то есть сказать о том, чему вы научились сегодня на уроке.
- Я знаю… (правописание сложных слов).
- Я умею … (составлять сложные слова).
- Я могу … (употреблять их в речи).