Сложные слова

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • отрабатывать умения в образовании сложных слов;
  • развивать речь, мышление через отгадывание загадок, составление  предложений;
  • воспитывать мотивацию к обучению.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли у тебя в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!

- Назовите дату. Чётко проговорите, как мы будем записывать в тетрадях.

II. Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Подумайте, о чём я говорю: «Это обычно едят утром: хлеб с маслом, колбасой или с сыром»?

(Ответы детей.) (Слайд № 2)

- Правильно, это слово «бутерброд». Это слово пришло к нам из немецкого словаря и переводится - «хлеб с маслом». (записываю на доске, чётко проговаривая)

- Запишите это слово в тетрадь. Как вы думаете, почему это слово оказалось в словаре?

- На правописание каких букв мы должны обратить внимание?

- Составьте предложение с этим словом. (Дети составляют, проговаривают, а затем записывают в тетрадь).

- Можно ли сказать, что это слово состоит из двух корней?

- А как называются слова, состоящие из двух корней?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Записываем тему урока).

III. Образование сложных слов.

1. «Отгадай словечко». (Слайд № 3)

Дети читают, досказывают слово, затем записывают его в тетрадь, выделяем в словах корни, подчёркиваем соединительную гласную.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила…(самовар).

(Слайд № 4)

Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен … (мухомор)

(Слайд № 5)

Падают с ветки золотые монетки. (листопад)

(Слайд № 6)

Машина для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью – это … (вездеход)

IV. Вывод. (Слайд № 7)

Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

Твёрдо помни: не пиши
В сложном слове букву И.

V. «Собери слово». (Слайд № 8)

Учащиеся читают задание и выполняют самостоятельно.

лист

 

воз

дым

 

руб

лес

 

пад

пар

O

вод

верх

 

ход

сам

 

лаз

сад

 

вар

- А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Слайд № 9)

VI. «Отгадай загадку – напиши отгадку» (Слайд № 10)

- Прочитайте загадки – напишите отгадки. Выделите корни и подчеркните соединительные гласные.

  1. Он в небесном океане
    Туч касается крылом.
    Развернётся – под лучами
    Отливает серебром.
    (самолёт)
  2. Живёт у нас в квартире робот,
    Есть у него огромный хобот.
    Как загудит его мотор, -
    Глотает он и пыль, и сор.
    (пылесос)
    (Слайд № 11)
  3. А вот кто-то важный
    На беленькой ножке,
    Он в красненькой шляпке,
    На шляпке – горошки.
    (мухомор)
  4. Паровоз без колёс!
    Вот так чудо – паровоз!
    Не с ума ли я сошёл –
    Прямо по морю пошёл!
    (пароход)
    (Слайд № 12)
  5. Без разгона ввысь взлетает,
    Стрекозу напоминает.
    (вертолёт)
  6. Кто один имеет рог?
    Ну, конечно,… (носорог)

- Составьте с любыми словами предложения.

VII. Кроссворд «Явления природы»

Учащимся раздаются карточки с кроссвордом.

Как называются явления природы, когда:

  1. опадают листья;
  2. дороги покрываются льдом;
  3. лёд трогается на реке;
  4. сильно падает снег;
  5. падают звёзды;
  6. вода падает с высоты;
  7. камни падают с гор.

Когда дети заполнят кроссворд, им предлагается проверить, правильно ли они выполнили задание. (Слайд № 13)

VIII. Итог урока.

- А сейчас я предлагаю вам закончить предложения, то есть сказать о том, чему вы научились сегодня на уроке.

  1. Я знаю… (правописание сложных слов).
  2. Я умею … (составлять сложные слова).
  3. Я могу … (употреблять их в речи).