Урок развития речи «Сказка инея и восходящего солнца» посвящен обучению написания сочинения по картине. Это первый урок, на котором дети учатся «читать» картину и составлять текст - описание. Урок разработан по программе «Гармония» и проведен в третьем классе, во втором полугодии. К моменту обучения написанию сочинения учащиеся уже имеют представление о типах текста, выразительно-изобразительных средствах языка, умеют составлять небольшие словесные зарисовки.
Урок требует предварительной подготовки. В течение двух недель учащиеся на уроках литературного чтения, русского языка, краеведения анализировали художественные произведения на зимнюю тематику и заполняли таблицу «Краски писателя» (Приложение 1) Параллельно на уроке изобразительного искусства был проведен урок, посвященный зимним пейзажам русских художников. Поэтому этот материал включен в начало урока в виде викторины, в которой необходимо узнать пейзаж по описанию. Поставленный после проблемный вопрос: Что помогло узнать картины и как этого добиться? позволяет перейти к постановке целей урока. После этого дети знакомятся с творчеством И. Э.Грабаря.
Первичное восприятие картины осуществляется под музыку и сопровождается прочтением наизусть учителем или подготовленным учеником стихотворения С.Есенина «Белая береза» Анализируя картину, дети параллельно работают с карточками (Приложение 2) После анализа картины и работы с карточками, дети располагают их в соответствии с планом и дорабатывают текст, пользуясь своим подготовленным материалом (таблицами). Для более слабых учеников предусмотрены карточки-помощники (Приложение 3).
Урок сопровождается показом презентации 1. В нее включены викторина по картинам (в виде правильных ответов; текст викторины представлен в конспекте урока), постановка цели урока, иллюстративный материал по творчеству И. Э.Грабаря, репродукция картины «Февральская лазурь» с музыкальным сопровождением, высказывание самого автора о картине (данный слайд соединен гиперссылкой со вспомогательной презентацией (Презентация 2), план. Презентация используется в первой части урока, при выполнении практической работы демонстрируется только слайд с планом, репродукции картины присутствуют на столах детей в виде раздаточного материала. (Приложение 4)
Цель:
- учить детей читать картину, осмысливать и понимать ее содержание;
- учить описывать предметы;
- развивать пространственное мышление, речь;
- способствовать развитию творческого воображения.
Оборудование: репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь», презентация урока, раздаточный материал, дневники творческих наблюдений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Запишите число, вид работы
2. Постановка проблемы.
- Викторина по картинам. (Слайд 1)
Я загадала картину. Сейчас я прочитаю фрагмент ее описания, а вы мне дадите ее название.
Картина показывает красоту суровой русской зимы. Дремучий, непроходимый лес, покрытый толстым слоем снега. Морозная дымка на заднем плане. Кажется, что ты находишься в лесу и слышишь потрескивание сосен на морозе. На переднем плане картины видна птичка, сидящая на суку. Свои видом она еще больше усиливает ощущение холода. (И. Шишкин «Зима»)
На картине изображена деревня, занесенная снегом. На переднем плане из-под снега пробиваются кустарники. Чуть подальше видны лошади, запряженные в повозки с сеном. Вдоль замерзшей реки проложена тропинка. По ней идут люди. На заднем плане изображена деревня. Крыши домов покрыты снегом. Из-за деревьев виднеется маковка церкви. (Н. Крымов, «Зимний вечер»)
На дворе полдень, поэтому стройные березы перед домом бросают длинные голубые тени. На снег вышли из своего зимнего убежища куры, они что-то ищут, роются в снегу. У елок собрались деревенские лыжники. (К. Юон «Конец зимы. Полдень»)
Что помогло вам определить картину?
Как добиться такого описания?
3. Сообщение темы и цели. (Слайд 2)
Тема урока «Сказка инея и восходящего солнца». Поставим задачу:
- Учиться «читать» картину (обсуждение) (описывать предметы, определять, что изображено на переднем и заднем плане, понимать замысел художника)
- Развивать…
- Воспитывать…
4. Знакомство с художником. (Слайд 3)
Знакомьтесь. Игорь Эммануилович Грабарь (автопортрет).
Был архитектором, замечательным реставратором. Но главным его призванием была живопись. Он был выдающимся портретистом и пейзажистом. Очень красиво и трогательно изображал русскую природу. У каждого художника есть свое любимое время года. Игорь Грабарь любил русскую зиму. Вот наиболее известные его картины. (Слайд 4)
5. Презентация картины.
У картины, которую я сейчас представлю, интересная история.
Однажды И.Грабарь отдыхал в одном имении у своего друга – художника. В одно солнечное февральское утро он вышел, как обычно, погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычайное состояние природы. (Слайд 5)
«Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался березами, он всегда говорил, что из всех деревьев России больше всего любит березы, особенно «плакучие». В то утро одна из берез особенно привлекла его внимание. Заглядевшись на березу, художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять, и обомлел от фантастической красоты. Он тотчас же побежал в дом, взял небольшой холст и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. Следующие дни были тоже чудесные, солнечные. И художник в течение трех дней писал с того же места. Затем вырыл в снегу траншею, где поместился вместе с мольбертом, приготовил специальный холст и голубой зонт. И вот так в течение еще трех недель художник создавал свой шедевр. Картина находится в Третьяковской галерее, в Москве.
Внимание на экран. (Слайд 6)
6. Погружение в картину.
Музыка П.И.Чайковского «Январь», стихотворение С.Есенина «Береза».
Рассматривание картины.
7. Беседа по содержанию картины.
- Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал именно это название? Как вы понимаете слово лазурь?
- Когда бывает такое небо?
- Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, солнечный?
- А какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто – белые? Почему?
- Как вы думаете, день холодный или теплый?
- Если бы была стужа, то какие бы тона использовал художник? (Холодные)
Вывод: в картине Грабаря теплые, солнечные тона сочетаются с холодными, и таким образом художник изобразил чудесный солнечный день.
Береза.
Какую березу изобразил художник на переднем плане: молодую или старую? Попробуйте описать березу, пользуясь «красками писателей» и карточкой № 5
Старый кривой ствол, залита солнечным светом, ласкают лучи солнца, жемчужные ветки, блестит и искрится, могучая красавица, художник любуется
Да, такую красавицу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее великолепием.
Роща.
- Что мы видим на втором плане? А какие там березы?
- Можно ли по веткам понять, где старые, где молодые?
- Что напоминает узор веток на голубом фоне?
Попробуем описать рощу, пользуясь карточкой №4
Белые шубы, кружевные шали, узор из бус, праздничные наряды, в серебре, пронизаны светом, светлые, прозрачные.
Какой красивый снег! Так и хочется вспомнить другие строки: «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»
Снег
Попробуйте описать снег. Карточка №3
8. Работа над планом (Слайд 7)
- Вступление (варианты)
- Основная часть:
а) Чудесный день;
б) Береза
в) Роща
г) Снег
д) Цвет и тона - Заключение (варианты)
Разложите карточки согласно плану.
Некоторые получили еще вспомогательные карточки.
9. Орфографическая подготовка.
Пользуемся карточками – подсказками и письмом с «окошками».
10. Написание сочинения.
Помните, что у нас должно получиться такое описание, чтобы картину смогли узнать из нескольких.
11. Анализ работ.
12. Домашнее задание.
Оформить страничку.
13. Рефлексия.
Похлопайте, кто считает, что хорошо работал на уроке.