Влияние СМИ на интеллектуальную жизнь общества, на его духовную и материальную культуру и особенно на формирование и развитие личности подрастающего поколения достаточно очевидно.
Информационное пространство, существующее и развивающееся в условиях современной цивилизации – важнейший компонент среды обитания человека. Нынешние школьники – главные действующие лица интеллектуальных, общественно-социальных и производственных процессов современной жизни. Медиаобразование можно рассматривать как традиционную связь школы с жизнью. Для повышения эффективности школьного образования учебно-образовательный процесс следует организовывать с учетом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем современного человека.
Основное содержание медиаобразования как области знаний и деятельности человека составляют интеллектуальные и процессуальные умения информационного взаимодействия.
Особенностью содержания медиаобразования, интегрированного в различные школьные дисциплины, является то, что фактологическая основа того или иного учебного предмета одновременно является фактологической основой медиаобразования.
Содержание медиаобразования вклинивается в контекст содержания тех или иных учебных дисциплин на основе тематических, инструментальных, историко-логических, фактологических и других взаимосвязей. Принципы взаимосвязи можно рассматривать с точки зрения целесообразности воздействия медиаобразования на обучение другим учебным дисциплинам (повышение результативности), целесообразности и возможности внедрения элементов медиаобразования в те или иные учебные дисциплины, разработанности методических приемов, средств и форм медиаобразования.
Содержание учебной деятельности в аспекте медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, в соответствии с целеполаганием включает: обучение восприятию и переработке информации, развитие критического мышления, умению понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ, формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария. Оно включает внешкольную информацию в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений.
Учебный материал и средства, используемые для обучения и учения, полифункциональные по своей природе, служат основой и средством достижения и тех и других целей. Особую роль играют методические приемы, специфичные для достижения целей медиаобразования.
Востребованность иностранного языка в обществе повышает статус иностранного языка как учебного предмета в системе общеобразовательной подготовки школьников. Иностранный язык переводится в разряд учебных дисциплин федерального значения, заняв в общем предметном реестре место рядом с родным языком и литературой.
Возросший статус иностранного языка как средства общения стимулирует мощное движение общества навстречу новым формам и методам обучения. В последние годы большое внимание при обучении иностранным языкам уделяется социокультурным факторам (знания страноведения, географии, культуры, экономики, политики, традиций страны изучаемого языка).
Методическая наука как одна из подсистем общей системы обучения иностранному языку обладает интегрирующими свойствами. Она преобразует требования по отношению к иностранному языку как к предмету в конкретные методические концепции, рекомендации по организации и содержанию педагогического процесса.
Практика обучения иностранному языку ускоряет процесс внедрения новых эффективных форм и технологий. В новых тенденциях обучения иностранному языку значимое место занимают СМИ, которые оказывают постоянное и непрерывное влияние на воспитание и образование подрастающего поколения. В наметившихся тенденциях информатизации общества школа призвана воспитывать интеллектуальную высокообразованную личность с целенаправленным использованием медиаобразовательных технологий.
Одной из наиболее эффективных форм работы в этих направлениях является работа учащихся над информационными проектами.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Используя метод проектов, обучение строится на активной основе через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. По времени можно выделить 3 вида учебных проектов:
- краткосрочные (2-6 ч);
- среднесрочные (12-15 ч);
- долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала (информации), его анализа.
При работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске новых источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Проектное обучение стимулирует истинное учение учащихся, так как оно:
- личностно ориентировано;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечения в работу по мере ее выполнения;
- поддерживает педагогические цели;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовольствие учащимся, видящих продукт своего труда;
Проектное обучение – полезная альтернатива классноурочной системе, но она не должна вытеснять ее, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном росте, и в академическом.
Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным, или внепредметным. Монопредметный проект вкладывается в классно-урочную систему. Есть разные виды монопредметных проектов:
- прикладной (экология и т.п.);
- исследовательский (литература, история, математика и т.п.);
- информационный (лингвистический);
- ролевой, игровой (ролевая игра).
Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в школе. Примерные темы межпредметных проектов:
- «Богатыри Земли русской» (история – литература – ИЗО – музыка);
- «У истоков российских наук и ремесел» (математика – природоведение – труд – русский язык – история язык);
- «В поисках истины» (физика – математика – история – география – ИЗО);
- «Семь свободных искусств» (математика – физика – география – музыка - русский язык – иностранный язык).
Проект может и не быть связан с изучаемым материалом вовсе, а включаться в более широкий социальный контекст.
Экспериментальная исследовательская работа по теме: «Формирование информационной культуры школьников на интегрированных уроках: Немецкий язык – информационные технологии. Культура Германии» проводилась мною с учащимися 9 – 10 классов. Эта тема была предложена учащимся, так как социокультурным аспектам при обучении иностранному языку на современном этапе уделяется большое значение, и приобщение к мировой культуре, обучая языку, способствует мотивации учащихся к получению новых знаний.
Тема была разбита на несколько блоков:
- Введение в тему: Германия – страна с богатой историей, культурой и природой.
- Архитектура Германии.
- Музыкальная жизнь Германии (18-20 вв.)
- Живопись Германии (от старых мастеров до современности 14-20 вв.)
- Литература Германии (16-20 вв.)
- Экология Германии. Влияние экологии на шедевры мировой культуры.
При работе над проектом были четко поставлены цели и задачи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие самостоятельной, поисковой, исследовательской, аналитической, сопоставительной деятельности учащихся.
- Расширение кругозора учащихся, знакомство, обобщение и углубление знаний в области страноведения.
- Формирование информационной культуры учащихся.
- Расширение образовательного пространства за счет привлечения средств и материалов СМИ, Интернета.
Значимая для учащихся проблема, ясно поставленные задачи, определившие этапы работы над проектом, являются условием активизации познавательной, самостоятельной деятельности школьников. Поиск необходимой информации в библиотеках, энциклопедиях, в сети Интернета, использование материалов газет и журналов, расширение информационного поля, привлечение массы информации и затем самостоятельная работа в группах по отбору, анализу, сопоставлению материала. Эта работа нацелена на предметное содержание с привлечением материалов, выходящих за рамки предмета. В данном случае учитель является консультантом. Следующий этап – это переработка информации, структурное представление результатов исследования, оформление творческой работы.
При работе над проектом была разработана и проведена серия уроков: «Замки Баварии», «Творчество Гете и Шиллера», «Заочное посещение Дрезденской картинной галереи», «Кто поможет Кёльнскому собору?».
Проводились тесты по страноведению: «Природа Германии». Весь материал проектно-исследовательской работы был оформлен в нескольких вариантах: а) в печатном, иллюстрированном (по блокам), т.е. оформлены папки, газеты, выставка, раскладушка; б) в компьютерном варианте: на дискетах, на CD. (Учащиеся выполняли электронный вариант проекта, используя программу “Flesh”).
Презентация проекта проходила в кабинете информационных технологий с использованием компьютеров, проектора, экрана под руководством учителя информатики, так как при работе над проектом она являлась техническим консультантом. Следует отметить, что презентация творческих работ относится к наиболее продуктивным формам использования компьютерных технологий. При выполнении индивидуального или группового задания учащиеся имеют возможность реализовать собственную творческую идею, выразить свой взгляд, свое видение, свое мнение. Возможность самовыражения с помощью использования компьютера мотивирует учащихся, активизирует их познавательную деятельность. У учащихся появляется необходимость самостоятельного отбора и анализа материала, структуризации оного, выделение главного, умения лаконично высказаться по проблеме.
Работая над электронным проектом, ребята вносили текстовой материал, иллюстративный материал, подбирали музыкальное сопровождение, соответствующий зрительный ряд. Таким образом, осуществляется интегрированный подход, расширяется содержание учебных предметов. Организация такой формы работы позволяет реализовать личностно-деятельностный подход, влияет на создание педагогических условий для успешного обучения и комплексного развития школьников, т.е. повышается уровень развития коммуникативных, компетентных навыков в области информационной культуры, мотивация, интерес к изучаемому предмету, к исследуемому материалу, уровень обученности учащихся.
Результатом исследовательской деятельности над страноведческим проектом по теме «Культура Германии» явилось то, что, участвуя во Всероссийском конкурсе медиапроектов «Молодежь и знания», который устраивал Институт Гете совместно с компанией «Siemens» (сименс) в 2003 году, работа заняла второе место. Это ребят очень воодушевило, они с большим интересом и удовольствием работают в этом направлении, т. е. учащиеся 10-11 классов разрабатывают проектные работы в электронном варианте, создаются программы, медиатеки для работы на уроках с применением компьютера. То есть, эта работа вошла в систему. Например, учащиеся 11 класса создали информационные проекты по темам: «Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн» (географическое положение, экономика, природные ресурсы, достопримечательности), «Живопись Германии 14-20 веков», «Литература Германии 16-20 веков», «Проблемы экологии» (11 кл.), «Здоровый образ жизни» (9 кл.), «Старые немецкие и российские города» (7 кл.), «География Германии» (9 кл.), «Праздники и традиции Германии и России» (8 кл.), «Проблемы экологии района Бирюлёво Зпадное города Москвы. Мы живём в пробках.»-1-ое место в окружной экологической конференции «Об экологии на иностранном языке» в 2010году.
Главное для учителя все свои усилия направлять на развитие познавательных способностей своих учеников и учить их самостоятельно добывать новые знания, формировать мотивацию к работе. Интегрированные уроки с использованием медиаобразовательных технологий способствует удовлетворению потребности учащихся в самоуважении, самореализации, развитию самостоятельного мышления, умению самостоятельно получать знания и совершать собственные открытия.
Итак, социокультурное образование, медиаобразование, цель которого – приобщение человека к мировой культуре, призвано готовить обучающихся к жизни в информатизированном пространстве. Достижение медиаобразовательных целей может осуществиться при изучении тех или иных учебных дисциплин путем интеграции медиаобразования с их базовым содержанием.