Цель урока: обучить строить осевую симметрию геометрических фигур.
Задачи:
- Образовательная:
- рассмотреть симметричных точек и фигур относительно прямой;
- научить строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией;
- рассмотреть осевую симметрию как свойство некоторых геометрических фигур.
- получить представление о симметрии в математике и окружающем нас мире.
- Развивающая:
- развивать логическое мышление;
- активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий
- Воспитательная: развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, развивать общую культуру личности.
Формы организации учебной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
План урока:
- симметрия точки относительно прямой;
- построение осевой симметрии точки на плоскости;
- симметрия фигуры относительно прямой;
- построение осевой симметрии геометрических фигур;
- применение полученных знаний при решении задач.
Оборудование: проектор; экран; двусторонняя доска (мел, маркер); угольник; раздаточный материал; указка учителя; цветные карандаши; линейки.
Ход урока
I. Организация начала урока
Слайд.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять много творческих и занимательных заданий. Итак, внимание на экран!
II. Сообщение темы, цели и задач урока
- Тема нашего урока «Симметрия в математике и окружающем нас мире».
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием симметрии, научимся строить точки симметричные относительно прямой; будем решать задачи на построение симметрии геометрических фигур.
- При выполнении заданий мы будем оценивать работу. По моему указанию за каждое верно выполненное задание вы закрасите один из кружков, находящихся в верхней части Листа 1 (приложение).
III. Усвоение новых знаний
Слайд.
- Начнем с того, что выясним, что определим термин «симметрия».
- Как вы думаете, что означает слово «симметрия»?
- Где мы можем встретиться с симметрией в жизни?
- Обобщу ваши ответы. Симметрия (от греч. Symmetria – соразмерность), в широком смысле – неизменность структуры материального объекта относительно его преобразований.
Слайд.
- Симметрия играет огромную роль в искусстве и архитектуре. Но ее можно заметить и в музыке, и в поэзии.
Слайд.
- Симметрия широко встречается в природе, в особенности у кристаллов, у растений и животных. Симметрия может встретиться не только в геометрии, но и в других разделах математики, например в алгебре - при построении графиков функций.
Слайд.
- Симметрия бывает двух видов: осевая и центральная. Заполним схему в раздаточном материале Листа 1.
- Мы сегодня рассмотрим только осевую симметрию.
Слайд.
- Найдите предложение, в котором говорится, какие две точки называются симметричными.
ОПР: Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а,, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярно к нему.
- Проанализируем определение. Какие условия должны выполняться, что бы можно было однозначно сказать, что точка А симметрична точке А1 относительно прямой а? ( АА1⊥ а и АО=ОА1)
- Запишем более языком геометрии в скобках условие симметричности точек А и А1.
Слайд.
- Научимся строить вместе точку симметричную данной относительно прямой. Для этого найдем в раздаточном материале Задание 1. Возьмем в руки угольник и карандаш. (учитель строит на доске)
Этапы решения задачи: (на экране)
- Построить перпендикуляр из точки А к прямой а;
- О – точка пересечения перпендикуляра и прямой а;
- Продлить перпендикуляр за прямую а;
- Отложить на продолжении перпендикуляра отрезок равный отрезку ОА;
- АО=ОА1
- Точки А и А1 – симметричны относительно прямой а.
Слайд.
- Выполним устно задание: Какие точки на рисунках являются симметричными?
Ответ: Только рисунок 2.
- Кто готов объяснить?
- Кто согласен с ответом поднимите руки? Закрась один кружок в верхней части Листа 1.
- Осевой симметрией обладают и многие фигуры.
Слайд.
ОПР: Фигура называется симметричной относительно прямой a, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре.
VII. Закрепление знаний
- Рассмотрим геометрические фигуры и определим, имеют или не имеют они осевую симметрию.
- Работаем с заданием 2 Лист2.
Слайд.
- Задача2: На изображенных геометрических фигурах начертить все оси симметрии и записать, сколько их в столбце «Количество осей».
- Вы можете посоветоваться соседом по парте.
Фигура |
Количество осей симметрии |
Учебная деятельность |
Неразвернутый угол |
1 ось симметрии - |
Ученик у доски |
Равнобедренный треугольник |
1 ось симметрии - биссектриса, медиана, высота |
Учитель: |
Квадрат |
4 оси симметрии |
Самостоятельно |
Окружность |
осей симметрии бесконечное множество |
Самостоятельно |
- Итак, проверим решение задачи по экрану, исправим неточности при решении задачи.
- Поднимите руки, кто начертил все оси квадрата? Закрасили один кружок.
- Поднимите руки кто, верно, определил оси окружности? Закрасили один кружок.
- Как вы думаете, все ли геометрические фигуры имеют оси симметрии? Верно, не все. Давайте посмотрим на экран.
Слайд.
- Отложили ручки, устно решим задачу: Сколько осей имеет: отрезок; прямая; луч?
- Давайте рассуждать. Каждый случай разбираем последовательно.
- Кто готов ответить?
- Кто согласен подняли руки. Закрась один из кружков.
Гимнастика для глаз 1 мин.
- Наши глаза устали от напряженной работы. Дадим им возможность немного отдохнуть, выполнив несколько упражнений для глаз.
Слайд.
VIII. Обобщение и систематизация
- А теперь решим две практические задачи, используя лист «материалы к уроку».
Задача 3: Построить отрезок, симметричный данному.
- Проанализируем условие задачи: Как построить отрезок симметричный данному относительно прямой?
- Что такое отрезок? (Часть прямой, ограниченная с двух сторон.)
- Что достаточно построить для решения задачи? (Симметрию точек, являющихся концами отрезка.)
Вывод: Так как отрезок ограничен двумя точками, достаточно построить точки симметричные точкам А и В относительно прямой с и соединить их.
- Работаем самостоятельно, один человек у доски.
Слайд.
X. Подведение итогов урока
- С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке? (Симметрия.)
- Какой вид симметрии мы рассмотрели? (Осевая.)
- Чему вы научились на уроке? (Строить точку симметричную относительно данной прямой; строить ось симметрии геометрических фигур; строить фигуру симметричную данной относительно данной прямой.)
- А теперь каждый посчитайте закрашенные кружки.
- Поднимите руки у кого закрашенных кружков оказалось ровно 4 или 5? Поставьте рядом с кружками отметку «5».
- Поднимите руки у кого закрашенных кружков оказалось ровно 3? Поставьте рядом с кружками отметку «4».
- Кто получил меньше кружков не расстраивайтесь – вы просто не сразу смогли найти ответ на поставленный вопрос.
- В заключение отметить, что симметрию можно обнаружить почти везде, если знать, как ее искать. Многие народы с древнейших времен владели представлением о симметрии в широком смысле – как об уравновешенности и гармонии. Творчество людей во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Посредством симметрии человек всегда пытался, по словам немецкого математика Германа Вейля, «постичь и создать порядок, красоту и совершенство».
- Спасибо за активную работу.