Цель: Обобщить и закрепить понимание детьми культуросозидательной и культуросохраняющей функции человека.
Задачи:
- Образовательная: формирование представлений о единстве культуры России, истории том, что такое культура, что входит в понятие культуры, что такое музей и для чего служат музеи. Формировать представления о художественных средствах выражения красоты памятников зодчества и иконописи.
- Развивающая: Развитие умений по актуализации ранее полученных знаний и умений; развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей.
- Развивать интерес к историческим фактам, личностям.
- Воспитательная: Развивать интерес к историческим фактам, личностям. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов.
Оборудование: Раздаточный материал. Плакат «Дерево-культуры», картинки с изображением разных видов искусств. Презентация «Дерево культуры. Сказка» (Презентация 1). Презентация «Музеи города» (Презентация 2)
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация.
Начинаем наш урок по православию. Вспомните, как на прошлом уроке мы с вами путешествовали по музеям мира. Сегодня мы будем выращивать красивое дерево. Готовы? Но сначала я проверю. Что вы запомнили с нашего последнего занятия.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Для чего служат библиотеки?
Какую роль выполняет в библиотеке: библиотекарь, читатели, заведующий, уборщица и т.д.
Какое главное правило надо соблюдать в библиотеке? Почему?
В нашем классе начинает работать классная библиотека. (Учитель показывает детям библиотечный уголок).
Выбирать можно любую книгу.
3. Работа по теме урока.
Прочитайте тему урока: «Человек – хранитель культуры».
Как вы понимаете слово «культура»?
Наверняка, детям этого возраста еще очень сложно объяснить такое сложное понятие, но пофантазировать на эту тему можно. Дети могут высказать самые невероятные соображения. Учитель обобщает:
«Культура – это все самое красивое, что создает человек в своей жизни. Сейчас я вам расскажу сказку о том, как человек вырастил дерево культуры, а вы мне будите помогать». (Презентация 1)
Слайд 1.
«Жил – был на свете человек. Человек этот был очень добрый, никого и никогда он не обидел за всю свою жизнь. Зато совершал очень много добрых поступков. За его доброту Бог наградил этого человека волшебным деревом. Дерево давало человеку все, что он пожелает, но желать надо было не для себя, а для всех людей и обязательно, что-то хорошее. Так человек попросил у дерева одежду – и люди научились шить одежду. Попросил укрытие от стужи и люди научились строить дома. Так постепенно люди научились всему нужному, красивому и полезному. С каждым исполненным желанием на дереве распускалась еще одна красивая веточка. Но однажды люди перессорились между собой, и дерево тут же стало погибать. Спасти его могли толь добрые мысли и поступки. Люди поняли это и исправились. Дерево вновь распустилось и зацвело».
1. Что это за дерево, о котором я вам рассказала? (культура) А, правильно ли утверждение, что человек хранитель культуры?
Сохранить такое дерево может только человек.
2. Посмотрите на веточки дерева, что на них вырастет?
Слайд 2
Культура – это все самое красивое, что создал человек за свою жизнь.
3. Чтобы быть культурным человеком, что для этого надо?
4. Может ли один человек сохранить культуру хотя бы в одном городе или селе?
Для этого надо уметь совершать хорошие, добрые поступки. (Другие варианты ответов.) Рассматриваем иллюстрации учебника («Храм Христа Спасителя» история его восстановления.)
Учитель предлагает ребятам украсить дерево «Культура», заранее приготовленными картинками. Здесь должны быть представлены все виды культуры в доступной для понимания детей форме. Украшать лучше картинками, изображающие разные отрасли культуры.
4. Коллективная работа.
Вместе с учителем ребята собирают и склеивают из деталей дерево «Культура». Если позволяет время на уроке, проводится творческая работа: рисуем дерево «Культура».
Посмотрите, одна из веточек зацвела. Что на ней написано?
Дети читают « музеи».
Слайд 3
Что такое музей? Для чего люди создают музеи? А надо ли ходить в музеи?
Можно ли обойтись без музеев?
Дети сами будут утверждать, что нужен порядок, что в музее за экспонатами ухаживает человек.
Значит, человек и есть самый главный хранитель культуры.
5. Виртуальная экскурсия по музеям города Юрьевца.
Презентация «Музеи города» (Презентация 2)
Просмотр сопровождается пояснениями детей и учителя.
- Дом уездного архитектора М.Н.Черкасского, построенный в 1911–1912 гг. в стиле модерн по его собственному специальному проекту.
- В этом доме провел свои детские годы великий кинорежиссер А.А.Тарковский. В настоящее время является домом-музеем.
- Дом-музей братьев Весниных - знаменитый триумвират советских архитекторов.
- Юрьевецкий историко-художественный музей.
6. Домашнее задание.
Посетить Юрьевецкий историко-художественный музей.
Нарисовать дерево «Культуры» и украсить его.
Экскурсии. Музейные часы
Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. Экскурсии могут быть плановые (проводимые экскурсионными организациями) и самодеятельными (подготовленные и проводимые школьниками). Недостаток плановых экскурсий в том, что дети в этом случае являются пассивными приемниками информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самодеятельные экскурсии позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.
Наш город небольшой, однако, в нем много музеев - это историко-краеведческий музей, музей братьев Весниных, Тарковского, музей братьев Черкасских, музей кукол, выставочная галерея «Георгиевский зал». Одним словом, есть куда сходить и на что посмотреть. Ученики наших школ имеют возможность познакомиться с музейными экспозициями, испытать чувство сопричастности с тем временем и средой, о которых узнали от учителя. В нашем краеведческом музее я провожу уроки по краеведению, окружающему миру, православию. Мы узнаем о природе нашего края, о жизни юрьевчан в разных исторических эпохах начиная от неолита и до современности, о деятелях культуры и науки – наших земляках. Музеи богаты разнообразными экспонатами, и в этом заслуга не только работников музея, но и большого числа энтузиастов - краеведов из числа рабочих, интеллигенции, пенсионеров и школьников, жителей города и окрестных школ.
Посещение школьниками музеев носит целенаправленный характер. Мы приходим в музей не просто созерцать и вскоре забыть увиденное нами, а с целью познать и изучить. Один из уроков краеведения в 1 классе: «Человек – хранитель культуры. Музеи города Юрьевца». В музее мы узнали о быте людей в прошлом, о животном и растительном мире нашей местности, о традициях, сложившихся на протяжении веков.
Экскурсовод рассказывал о труде землепашца, рыбака в далекие от нас времена, том, какими орудиями он пользовался в поле, дома, на реке.
Но не только музеи города могут нам рассказать об истории нашего народа. Сама природа, памятники архитектуры, храмы, река Волга – наши верные помощники и наглядные пособия.
Экскурсии в начальной школе нужны для того, чтобы развивать детскую наблюдательность, провоцировать познавательные детские вопросы, экскурсии способствуют формированию мышления и воображения.
1. Подготовительный этап:
1.1. Определение целей и задач экскурсии
1.2. Определение места экскурсии в структуре учебного курса
1.3. Выбор экскурсионного объекта
1.4. Составление маршрута экскурсии
1.5. Определение путей и способов подъезда к началу экскурсии.
1.6. Определение мер безопасности передвижения до точки начала экскурсии и назад.
2. Решение организационных вопросов:
2.1. Издание приказа по школе о проведении экскурсии (определены сроки, маршрут, состав группы, руководители, на которых возложена ответственность за жизнь и здоровье учащихся)
2.2. Определение точного срока и времени проведения экскурсии.
2.3. Проведение инструктажа по технике безопасности с учащимися
2.4. Информирование учащихся о путях подъезда к начальной точке экскурсии, протяженности и продолжительности экскурсии, порядке ее проведения, выезде от конечной точки до школы.
2.5. Определение готовности экскурсовода к проведению экскурсии.
3. Этап проведения экскурсии
3.1. Сбор у школы. Напомнить правила техники безопасности, маршрут подъезда к начальной точке.
3.2. Переезд.
3.3. Напомнить цели и задачи экскурсии, содержание учебных заданий.
3.4. Движение по экскурсионному маршруту, работа экскурсовода по объекту.
3.5. Краткое подведение итогов экскурсии.
3.6. Выезд от конечной точки маршрута до школы.
4. Заключительный этап
Рефлексия.
По итогам экскурсии оформляется паспорт экскурсии по схеме:
- Титульный лист: название экскурсии, автор разработки
- Общая характеристика экскурсии: назначение, класс, возраст
- Маршрут: основные пункты, протяженность, продолжительность
- Цели и задачи экскурсии:
- Краткая характеристика экскурсионных объектов, иллюстрации
- Рекомендуемая литература.
- Рекомендации по обеспечению безопасности на экскурсионном маршруте.
- Задания для участников экскурсии.
Моменты музейного занятия. Работа экскурсовода Юрьевецкого историко-художественного музея