Класс: 4
Традиционная система, УМК «Школа России»
Программа ОУ Начальные классы (1 - 4) «Математика» (авторы М. И. Моро и др.)
Тип урока: Закрепление.
Основная цель: Составление обратных задач на встречное движение.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о встречном движении и скорости сближения, о связи между величинами;
- развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать;
- развивать пространственные представления и расширить геометрический кругозор.
- формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию знаний;
- воспитать интерес к предмету, любознательности, самооценку.
Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология деятельностного подхода.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран;
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Скорость движения»» - ООО «Уральский электронный завод» 620137 Россия, Г.Екатеринбург, 2010 г.;
- Презентация Хисамутдиновой З. А. «Решение задач на встречное движение».
Дидактические материалы к учебному занятию: учебник «Математика» - 4 класс, М. И. Моро.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Пусть он принесёт вам радость общения с математикой.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Давайте вспомним, что такое движение? Какое движение происходит вокруг нас?
(Слайд 2)
Итак, тема нашего урока - решение и составление обратных задач на движение, на какое движение узнаем на уроке. Наши знакомые Оля и Коля приготовили для вас задания-ловушки, увидим корабль-трансформер жителей Геометрии. Будьте внимательны. У нас всё получится.
3. Устный счёт.
а) Задание на внимание
Жители Геометрии совершают движение вот на таких кораблях. Да вот беда, один корабль затерялся. Скорей начертите в тетрадях затерянный корабль. (Слайд 3) Проверьте, вот он нашёлся.
б) Геометрический материал
Работа с классом (Слайд 4)
Учитель: Посмотрите, какой он нарядный вблизи. Давайте рассмотрим его, из каких фигур состоит этот корабль?
Индивидуальное задание для сильных (желающих):
«Чему равна площадь жёлтого квадрата, если сторона большого квадрата равна 8 м.»
8 * 8 = 64 (м2) - S большого квадрата - задача на нахождении площади
64 : 2 = 32 (м2) - S жёлтого квадрата
в) Счёт по цепочке (Слайд 4)
Учитель: Сейчас корабль-трансформер видоизменился, чтобы мы смогли решить примеры по цепочке. Все промежуточные ответы пишем в тетради.
- У кого последний ответ равняется 80?
- Давайте округлим цепочку. Как из 80 получаем 24? Допишите. Проверка.
Проверка индивидуального задания: (Слайд 5)
г) Задача на смекалку (Слайды 6,7)
Учитель: Корабль улетел, оставив нам наших знакомых - Олю и Колю. Оля оказалась на скачках на ипподроме и просит у вас помощи в решении задачи на смекалку.
«Пара лошадей пробежала 24 км за 2 часа. Сколько км пробежала каждая лошадь? Сколько часов пробежала каждая лошадь?»
Проверка.
Физзарядка (Слайд 8)
У.: Отложите-ка тетрадку!
Д. Раз, два!
У. Становитесь на зарядку!
Д. Раз, два!
У.
Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?
Д. Да!
У. Ваши губы улыбнулись?
Д. Да!
У. Мы работать будем снова?
Д. Да!
4. Работа по теме урока
а) Подготовительная работа к восприятию новой темы (Слайд 9)
Работа над понятием «встречное движение»
Учитель: Посмотрите, медвежата уже готовы нам помочь. Они нам показывают 2 схемы на встречное движение. Чем же они отличаются?
Мы сегодня будем работать над второй схемой. Почему место встречи медвежат не в центре, а ближе ко 2 велосипедисту. О чём это говорит?
Итак, тема нашего урока - решение и составление обратных задач на встречное движение.
Работа над параметрами движения (Слайд 10)
Учитель: Какие единицы измерений движения мы знаем? Как находим расстояние? Как находим время? Что такое скорость?
S = v * t
t = S : v
v = S : t
Работа над единицами величин - «ловушки» от Оли и Коли (Слайд 10)
Учитель: Не зная условий задач, скажите, где допущены ошибки, а какое решение верное?
Наблюдение, анализ решений с ошибками в единицах величин.
Актуализация знаний об обратных задачах (Слайд 11)
Учитель: Коля просит выяснить какой же столбик лишний
v |
60 |
? |
60 |
? |
t |
5 |
3 |
? |
5 |
S |
? |
15 |
300 |
300 |
Комментирование каждого столбика: «известно», «неизвестно», «нахожу».
- Ребята, какой столбик в таблице лишний? Почему?(удаляем лишний столбик)
- Как называются эти задачи, как мы их составляем?
ФИЗМИНУТКА для глаз по тренажёру.
б) Работа над темой урока
Решение задачи (Слайд 12)
«Два велосипедиста вышли одновременно навстречу друг другу из двух малинников и встретились через 3 часа. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км/ч, а второй – 7 км\ч. Найди расстояние между малинниками».
- Устный разбор условия задачи,
- Краткая запись в виде таблицы и чертежа (проверка),
- Самостоятельное решение в тетрадях,
- Сравнение разных способов решения на доске.
Составление обратной задачи (Слайд 13)
«Из двух малинников, расстояние между которыми 45 км, вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км/ч, а второй – 7 км/ч. Через сколько часов они встретились?»
- Составление задачи по чертежу,
- краткая запись в виде таблицы,
- самостоятельное решение в тетрадях,
- сравнение разных способов решения на доске.
Составление 2 обратной задачи (Слайд 14)
«Из двух малинников, расстояние между которыми 45 км, вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста и встретились через 3 часа. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км/ч. С какой скоростью шёл второй велосипедист?»
- Составление задачи по чертежу,
- краткая запись в виде таблицы,
- самостоятельное решение в тетрадях,
- сравнение разных способов решения на доске.
Вывод: Как составили обратные задачи? (Слайд 15)
v |
+ |
+ |
? (vсб.-,vизвест.) |
t |
+ |
? |
+ |
S |
?(s1+,s2) |
+ |
+ |
в) Закрепление (Слайд 15)
Самостоятельный разбор задачи №95 и её решение.
3 ученика работают за доской, проверка.
- Сильные ученики получают инд. работу на карточках (Приложение 1);
- По желанию работа за компьютером ( диск «детская энциклопедия»);
- Задание для тех, кто быстро справился с предыдущей работой (Приложение 2).
6. Работа над пройденным материалом (Слайд 16)
Решение примеров на умножение и деление чисел с нулями (трёхуровневое задание).
- Анализ схем умножений;
- выбор своего уровня;
- решение примеров самостоятельно;
- сверка ответов.
7. Домашнее задание
№97,99
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на этом уроке? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?