Цель игры: повторение изученного материала методами игры, развитие умений выделять физическую сущность изученных явлений и процессов, развитие навыков по описанию физики процесса различными методами, продемонстрировать целостность механической картины мира, самоконтроль знаний учащимися, развитие креативности, критического мышления.
Форма мероприятия: игра «Слабое звено» (аналог ТV игры) (40 минут).
Правила проведения: Абсолютно аналогичны ТV-игре.
В игре участвуют ученики одного класса. Из них 8 – непосредственно игроки, остальные – болельщики. Можно увеличить вдвое число игроков, тогда в качестве слабого звена удалять пару учеников.
| 1 раунд | 16 вопросов | 8 участников |
| 2 раунд | 21 вопрос | 7 участников |
| 3 раунд | 18 вопросов | 6 участников |
| 4 раунд | 15 вопросов | 5 участников |
| 5 раунд | 12 вопросов | 4 участников |
| 6 раунд | 9 вопросов | 3 участников |
| 7 раунд для финалистов | Попарно по 5 вопросов | 2 участников |
В конце игры вопросы финального раунда, на которые не смогли ответить финалисты, предлагаются болельщикам.
Из числа болельщиков выбираются наблюдатели, они отмечают число верных ответов каждого игрока.
В игре не предусмотрено откладывания очков в банк, очки за каждый верный ответ засчитываются на личный вклад игрока.
Ход мероприятия
1 раунд
| № | вопросы | Ответы |
| 1 | Какова траектория стрелки часов? | Окружность |
| 2 | Что такое хронометр? | Часы |
| 3 | Отрезок, имеющий направление – это… | Вектор |
| 4 | Прибор для измерения расстояний | Линейка |
| 5 | Прибор для измерения скорости | Спидометр |
| 6 | Учитель перед вами – это материальная точка? | Нет |
| 7 | Может ли скорость быть отрицательной? | Да |
| 8 | Имеет ли направление время? | Нет |
| 9 | Если тело бросить вверх, то упадет оно … | Вниз |
| 10 | Физика – это наука о природе или о технике? | О природе |
| 11 | Как движется тело, ускорение которого отрицательное? | Тормозит |
| 12 | Когда путь равен перемещению? | По прямой |
| 13 | Как зовут учителя физики? | |
| 14 | Если страус бежит быстрее слона, то у него большая… | Скорость |
| 15 | Какова единица измерения времени? | Секунда |
| 16 | Сколько уроков физики в неделю? | Два |
Определите слабое звено.
Наблюдатели оглашают сильное и слабое звено раунда по итогам наблюдений.
2 раунд
| № | вопросы | ответы |
| 1 | Длина траектории – это путь или перемещение? | Путь |
| 2 | Какое ускорение всегда куда-то стремится? | центростремительное |
| 3 | Как направлена скорость тела, движущегося по окружности? | По касательной |
| 4 | Был ли М. В. Ломоносов великим физиком? | Да |
| 5 | Каков период наступления осени? | Год |
| 6 | Величина, выражающая число оборотов в единицу времени… | Частота |
| 7 | Что такое «тело» в физике… | Любой предмет |
| 8 | Буквы латинского или греческого алфавита используют в физике? | И те и другие |
| 9 | Какой буквой обозначают скорость? | V |
| 10 | Какова частота уроков физики? | 2 в неделю |
| 11 | Каков период урока в школе? | 40 минут |
| 12 | Чтобы совершить поворот нужно притормозить или разогнаться? | Притормозить |
| 13 | Как физики называют цепочку следов, оставленную на снегу зайцем? | Траектория |
| 14 | Как связаны период и частота? | Обратная связь |
| 15 | Куда направлено ускорение при движении по окружности? | В центр |
| 16 | Дверь похожа на рычаг или на ворот? | На рычаг |
| 17 | О какой силе идет речь в поговорке «Сухая ложка рот дерет»? | О силе трения. |
| 18 | Притягиваемся ли мы к Солнцу? | Да |
| 19 | Кто автор вашего учебника физики? | |
| 20 | Во сколько раз отличается мм от метра? | 1000 |
| 21 | Если силы, действующие на тело, скомпенсированы, то какова траектория движения этого тела? | Прямая или точка |
Определите слабое звено.
Наблюдатели оглашают сильное и слабое звено раунда по итогам наблюдений.
3 раунд
| № | вопросы | ответы |
| 1 | Как движется поезд, отходя от станции? | Ускоренно |
| 2 | Каковы единицы измерения скорости? | М/С |
| 3 | Что используют в качестве таймера: песочные часы или солнечные? | песочные |
| 4 | Как узнать движется ли тело? | Сравнить с неподвижным |
| 5 | Если бросить камень высоко, то улетит ли он далеко? | Нет |
| 6 | Вниз по реке плыть 3 часа, а обратно – 4 часа. Почему? | Течение |
| 7 | Самый распространенный в физике вопрос? | Почему |
| 8 | В открытом космосе, в невесомости космонавт ударился о люк. Ему больно? | Да |
| 9 | Бывает ли отрицательным время? | Нет |
| 10 | Лето периодически сменяется… | Осенью |
| 11 | График зависимости координаты от времени при равномерном движении парабола или прямая? | Прямая |
| 12 | Когда вы совершите большую работу: поднимаясь на лифте или по лестнице? | Одинаково |
| 13 | Как называется изучаемый нами раздел физики? | Механика |
| 14 | Кинематика или динамика изучает движущиеся тела? | Кинематика |
| 15 | На что похож полет ковра-самолета: на полет аэростата или самолета? | Аэростата |
| 16 | Рука похожа на блок или на ворот? | Рычаг |
| 17 | Какие есть правила сложения векторов? | Треугольника и параллелограмма |
| 18 | Сколько законов Ньютона Вы знаете? | 3 |
Определите слабое звено.
Наблюдатели оглашают сильное и слабое звено раунда по итогам наблюдений.
4 раунд
| № | вопросы | ответы |
| 1 | Почему капли дождя капают вниз? | Под действием силы тяжести |
| 2 | Фигурист, вращаясь вокруг себя, является материальной точкой? | Нет |
| 3 | Может ли перемещение быть длиннее пути? | Нет |
| 4 | Какой буквой обозначают частоту? | n (ню) |
| 5 | Чему равно число p? | 3,1415926 |
| 6 | Как рассчитать длину окружности? | 2pR |
| 7 | Зависит ли центростремительное ускорение от радиуса окружности? | Да |
| 8 | Как легче двигаться: по кругу большого радиуса или маленького? | Большого |
| 9 | Какова единица измерения частоты? | Гц |
| 10 | Какова скорость тела в высшей точке подъёма? | 0 м/с |
| 11 | Как называется движение с постоянной скоростью? | Равномерное |
| 12 | В каком веке жил И. Ньютон? | 17 век |
| 13 | Сколько парт в кабинете физики? | |
| 14 | Пишет ли в космосе авторучка? | Нет |
| 15 | Каков график зависимости координаты от времени при равноускоренном движении: прямая или парабола? | Парабола |
Определите слабое звено.
Наблюдатели оглашают сильное и слабое звено раунда по итогам наблюдений.
5 раунд
| № | вопросы | Ответы |
| 1 | Сколько лабораторных работ было по физике в этом учебном году? | |
| 2 | Каков период обращения Земли вокруг Солнца? | 1 год |
| 3 | Каковы единицы измерения периода? | Секунда |
| 4 | У какого автомобиля больший тормозной путь: у едущего с большей или меньшей скоростью? | С большой |
| 5 | Чему равна скорость сближения двух поездов? | Сумме скоростей |
| 6 | Если самолет летит на север, а дует западный боковой ветер, то в каком направлении фактически движется самолет? | Северо-восточном |
| 7 | 720 км/ч – это 200м/с или 20м/с? | 200м/с |
| 8 | Сколько секунд в часу? | 3600 |
| 9 | Каков период обращения Земли вокруг своей оси? | 1 сутки |
| 10 | При падении с высоты скорость максимальна в наивысшей точке или в точке падения? | В точке падения |
| 11 | Если тело имеет отрицательное ускорение свободного падения, то куда оно движется? | Вертикально вверх |
| 12 | Где прыжок в высоту будет выше: на Луне или на Земле? | На Луне |
Определите слабое звено.
Наблюдатели оглашают сильное и слабое звено раунда по итогам наблюдений.
6 раунд
| № | вопросы | ответы |
| 1 | Ширина кабинета физики – величина векторная? | нет |
| 2 | Сколько координат необходимо для характеристики положения тела на плоскости? | Две |
| 3 | Система отсчета – это тело отсчета, система координат и что еще? | Часы |
| 4 | В чем главное отличие вектора от отрезка? | Направление |
| 5 | Как называется прибор, используемый вами в лабораторных работах для измерения отрезков времени? | Секундомер |
| 6 | Может ли директор школы быть материальной точкой? | Да |
| 7 | Как движется транспорт перед красным сигналом светофора? | Торможение |
| 8 | Если автобус поворачивает налево, то пассажиры отклоняются … | Вправо |
| 9 | Какого цвета доска в кабинете физики? | Зеленая |
Определите слабое звено.
Наблюдатели оглашают сильное и слабое звено раунда по итогам наблюдений.
Итак, остались два финалиста игры. Им попарно будут заданы пять вопросов.
Ученик, ответивший на большее число вопросов правильно, получает звание «Самое физически сильное звено».
| 1 1 |
Запишите формулу для расчета ускорения. Запишите формулу для расчета перемещения при равноускоренном движении. |
| 2 2 |
Что означает, что ускорение тела отрицательно? Что означает, что скорость тела отрицательна? |
| 3 3 |
Какую величину можно измерять в оборотах в минуту? Какую величину можно измерять в веках? |
| 4 4 |
Может ли тело совершить перемещение равное нулю? Может ли путь, пройденный телом, быть равным нулю? |
| 5 5 |
Как называют движение без ускорения? Как называют движение без скорости? |