Цель: продолжить знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; развивать навык осознанного беглого чтения; наблюдательность, способность видеть и чувствовать красоту природы родного края; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс – часть 1, «В океане света», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, портрет С.Т. Аксакова, выставка книг писателя, иллюстрации с изображением близких людей писателя.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: В добрый путь!
Дети:
Нам желают доброго пути,
Будем долго ехать и идти.
Приведет нас добрый путь,
То же к доброму чему-нибудь!
II. Работа над дыханием
-
Вытянув губы вперед трубочкой длительно дуем на «ватный шарик» на одном выдохе.
-
Упражнение «Барабанщики» на звук [д]
-
Вдох и на выдох:
Мне легко дышать.
Я могу задерживать дыхание.
Я все умею. -
Работа над скороговоркой: У Сени и Сани в сенях сом с усами.
а) прочитать про себя
б) вслух медленно хором
в) по рядам быстро
г) по желанию, один ученик с каждого ряда.
III. Сообщение темы урока
– Мы продолжаем наше путешествие. Мир природы приходит на страницы наших книг.
– Постарайтесь увидеть прекрасное в повседневном, обычном. А сейчас мы поговорим о творчестве Аксакова.
IV. Вступительная беседа
Сергей Тимофеевич Аксаков родился осенью, 20 сентября 1791 года, в городе Уфе. Его отец, Тимофей Степанович, очень любил природу. Его страстью была охота. Однажды он взял с собой на охоту сына, правда ружья ему не дал, а только разрешил приносить подстреленную дичь. Но самой незабываемой и волнующей для него стала рыбалка.
– Все свои наблюдения об охоте и рыбалке Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженьи рыбы». Также он написал книги «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Буран», «Очерки зимнего дня» и другие.
– А знаете ли вы как называется сказка, которую написал Аксаков? (Аленький цветочек).
V. Работа с текстом до чтения
Откройте учебник на странице 172.
Прочитаем отрывки из книги «Детские годы Багрова-внука».
– Это произведение является автобиографическим, т.к. Аксаков написал о своем детстве.
– Он дал герою свое имя – Сережа, а фамилию другую – Багров.
– Аксаков закончил эту книгу в 1858 году когда ему было 67 лет.
– Книга была написана специально для детей и посвящена автором внучке, которой в 1858 году было 10 лет. (Показ портрета; иллюстраций с изображением близких людей)
– В повести Аксаков описал историю своего детства. (Жил он в XVIII и XIX веках)
VI. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение хорошо читающими учениками.
2. «Вступление» и «Отрывочные воспоминания» (стр. 172-173)
– Как вы считаете почему авторы включили в раздел о природе отрывки, к которых ничего не описывается, нет никакой природы?
– Для того, чтобы понять каким видит писатель какое-либо явление, надо разобраться, какой он сам.
В) Чтение про себя. С заданиями. Назвать черты характера.
– Что нового узнали о Сереже Багрове? (Он очень чувствительный, заботливый, зависимый от окружающих).
– Какое время года может особенно взволновать такого человека? (весна)
– Правильными ли были наши предположения?
– Прочитайте заголовок следующей главы («Первая весна в деревне»)
3. Словарная работа
– Перед чтением этой главы давайте выясним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. (Слова записаны на доске).
а) Великий пост – время, когда христиане по предписанию церкви отказываются от мясной и молочной пищи. (постятся)
б) Гумно – место, где ставят и молотят хлеб. (по Далю)
в) Возмутительнее – беспокойнее, вызывали волнение.
4. Физкультминутка
5. Чтение главы по абзацам (стр. 173-175)
– Почему именно «первая весна в деревне»? (До этого Сережа не видел наступления весны в деревне.)
– Как вы считаете. Важно ли это для нас, читателей? (Конечно, первое восприятие всегда острее, ярче, неожиданнее, на долго запоминается)
– Найдите в тексте на стр. 173, какое впечатление производило на Сережу, наступление весны. (Приближение весны в деревне …)
– Подберите синоним к слову «раздражающее»
- волнующее
- возмущающее
– Проверьте себя, прочитав следующее предложение. (Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение.)
– Что усиливало волнение Сережи? (разговор о весне с Евсеичем и с отцом)
– Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сережи приходом весны. (радовались как охотники)
– Найдите предложение, рассказывающее о приходе весны. (Находя во мне живое сочувствие …)
– Почему это предложение заканчивает … (картину можно продолжить)
– Как понимаете выражение:
- «полая вода» – снег растает, пруд спустят, вода разольется по земле.
- «сурчины» – место, где живут сурки.
– Отчего всем остальным было грустно и скучно смотреть на картины уходящей зимы?
– Почему отец, Евсеич и Сережа по-другому (с радостью) воспринимали все вокруг? (Они ждали с нетерпением прихода весны, и поэтому изменения вокруг их только радовали)
– Какие изменения в природе замечал Сережа?
– А с какого шага начинается весна для вас?
VII. Итог урока
– Что было главное на уроке? (пробуждение весны в природе)
– Почему запомнилось Сереже эта первая весна в деревне?
– Что особенного потрясло мальчика, наблюдавшего пробуждение природы?
– Что вы узнали о характере Сережи? (он внимательный, терпеливый, наблюдательный, любопытный)
VIII. Домашнее задание
1. Задание №5, стр. 177.
Расскажите о своих впечатлениях от весенней природы.