Процесс образования представляет собой движение личности в поле культуры сообщества. С одной стороны, человек динамичен, он движется по пути познания, разрабатывает и совершенствует индивидуальную систему моделей мира. С другой стороны, личность в определённой степени статична, так как растёт в культурной среде, становится её неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и привычки, осваивает модельный фонд, издавна принадлежащий сообществу. Сегодня успешность самореализации человека в обществе во многом зависит от способности развивать и применять на практике полученные в образовательном учреждении знания, значимые умения и навыки. В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Есть основания предполагать, что решению указанных проблем будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе урока физики. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, формирование интегральных информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, главным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе урока.
Компетентностный подход выражается в решении следующих основных задач:
- реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
- дифференциация содержания предмета, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;
- отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении;
- создание объективной системы мониторинга;
При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами:
- в любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора;
- создавать проблемные ситуации, решения которых лежат за пределами изученного;
- освоение учениками знаний, умений, навыков и различных способов деятельности;
- регулярно осуществлять рефлексию процесса обучения;
- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности с позиции компетентности. Содержание деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Этап целеполагания с позиции компетентностного подхода предусматриваются качественные изменения: учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. В организации данный этап не прост, требует осознанного выбора средств, приемов. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемных нестандартных ситуаций. Под проблемной ситуацией нами понимается ситуация учебного действия, которую нельзя разрешить только по средствам использования извитых учащимися знаниевых алгоритмов. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяю три уровня реализации данного этапа.
Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа, спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Эта работа продуктивна, так как ее результат – продукт, лично создается учеником.
Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.
На всех уроках в качестве материалов для закрепления знаний и умений использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, большую часть материалов разрабатываю на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний.
Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, часто учащиеся предлагают свои творческие разработки.
Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре в новой позиции ответственность за результат делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:
- Оцени результаты своей деятельности через отношение, эмоции, чувства.
- Проведи самоконтроль.
- Проведи самооценку.
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Основным средством реализации компетентностного подхода является для меня изучение и использование современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационной технологии, технологии модульного проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные культуросообразные виды деятельности.
Обучение в русле компетентностного подхода – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.
Результат компетентностного обучения – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.