Решение задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок посвящён решению задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде. Рассматриваются два метода решения задач данного типа: через давление на дно и с использованием условия равновесия и закона Архимеда (через объёмы). Урок сопровождается компьютерной презентацией, в которой при решении задач используются статические модели в виде рисунков с фрагментарной анимацией.

Цели урока:

  1. Образовательные:
    • учащиеся узнают способы решения задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде и формулируют алгоритмы решения данного типа задач;
    • учащиеся совершенствуют навыки решения задач об изменении уровня жидкости на дно сосуда;
  2. Развивающие:
    • формирование умения применять изученные алгоритмы к решению конкретных задач;
    • формирование умения анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ решения задачи;
    • формирование познавательного интереса к физике посредством решения задач повышенной сложности и через использование информационных технологий;
  3. Воспитательные:
    • воспитание самостоятельности, любознательности;
    • формирование коммуникативных навыков;

Необходимое оборудование:

  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • интерактивная доска или экран;
  • компьютерная презентация «Уровень жидкости в сосудах»,
  • документ-камера.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Постановка целей и задач урока (создание проблемной ситуации) – 2 мин.
  3. Изучение нового материала (решение проблемной задачи) – 15 мин.
  4. Закрепление изложенного материала при решении задач – 23 мин.
    • Работа в группах – 15 мин.
    • Презентация и защита – 8 мин.
  5. Подведение итогов – 3 мин.
  6. Организация домашнего задания – 1 мин.

Ход урока

Содержание Обоснование
учитель ученик
I. Организационный момент. (1 мин.)
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку. Создание рабочей обстановки в классе, мобилизация учащихся для включения в учебный процесс, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Воспитание дисциплины и организованности.
II. Постановка цели урока. Создание проблемной ситуации. (2 мин.)
Совместная с учащимися формулировка целей урока, формулирование учебных заданий.
Постановка цели урока осуществляется в ходе анализа сложившейся проблемной ситуации, для создания которой учащимся предлагается проблемная задача (см. слайд №2 презентации) и задаётся вопрос о способах решения данной задачи.
Совместно с учителем формулируют цели урока, осознают цели и задачи урока, записывают тему занятия в тетрадь. Погружение учеников в проблематику занятия, обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.
III. Изучение нового материала. Решение проблемной задачи. (15 мин.)
При изучении способов решения проблемной задачи происходит актуализация знаний учащихся (закон Архимеда, условие плавания тел, гидростатическое давление, давление и т.п.)
В зависимости от уровня класса решение задачи может быть выполнено непосредственно одним из учеников класса или коллективно в ходе эвристической беседы с помощью наводящих вопросов учителя.
Учитель подводит учеников к формулировке алгоритмов решения задач.
Решают проблемную задачу двумя способами (через давление на дно и через объёмы). Дают ответы на вопросы, дополняют ответы других учеников, корректируют свои знания. Совместно с учителем формулируют и записывают алгоритмы решения задач. Актуализация знаний, осуществляемая в ходе решения задачи, необходима для перевода знаний, имеющихся у учащихся из потенциальных в активные. Это, в свою очередь, способствует развитию долговременной памяти. Полученные знания о способах решения задач систематизируются при формулировке алгоритмов решения задач.
IV. Закрепление изложенного материала при решении задач. (23 мин.)
Дальнейшее закрепление материала происходит при работе в группах с последующей презентацией своих решений.
Для командной олимпиады учащимся предлагаются ключевые задачи по теме (см. слайд 13), первые две из которых являются обязательными. Для координации работы в группе учитель в каждой группе назначает координатора. Каждой группе перед началом работы раздаётся лист рефлексии.
Учитель ставит задачу, объявляет режим работы, критерии оценки, даёт инструкцию о правилах работы в группе, напоминает требования к оформлению задачи, напоминает, что при решении необходимо выбирать наиболее рациональный способ решения. Наиболее рациональное решение задачи принесет группе дополнительный балл.
По мере решения задач группой учитель получает оформленные решения, которые в случае отсутствия документ-камеры сканирует.
Разбор начинается с защиты обязательных задач. Учитель задает наводящие вопросы, помогает выстраивать логическую связь, делает уточнения, обращает внимание на главное.
Ученики работают в группе, координатор группы распределяет обязанности, определяет степень участия каждого члена группы в решении задач.

Учащиеся, обсудив задачу, записывают решение яркими чернилами на отдельном листе, сдают учителю и определяются с выбором ученика, который будет защищать ту или иную задачу.
Учащийся (его делегирует группа), опираясь на конспект (последний демонстрируется интерактивной доске с помощью документ-камеры) излагает ход решения задачи, делает при необходимости на интерактивной доске пометки. Закончив выступление, учащийся отвечает на вопросы. В случае затруднения, ответы дают учащиеся из его группы.
Групповая работа требует от учащегося коммуникативных навыков: он должен приспособиться к темпу работы других членов группы, должен правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли, учитывать мнение группы.При презентации и защите решения задачи формируются и развиваются такие навыки как умения задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, а также навыки публичного выступления.
V. Подведение итогов. (3 мин.)
Подведение итогов урока осуществляется в ходе эвристической беседы, целью которой является побуждение учащихся к осознанию личной значимости своих действий и достижений на уроке, определение успешности урока. Задачей учителя является создание ситуации успеха, сопоставление целей урока с его результатами. Учитель совместно с учениками формулирует основные выводы занятия.
Учитель организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности, обозначает и оценивает достигнутые результаты, подводит итоги работы в группах, выставляет оценки. Отмечает наиболее активных учащихся. Благодарит за работу на уроке.
Формулируют основные выводы урока. Координатор группы оказывает помощь в выставлении оценок членам группы.
Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока.
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке и его роли в выполнении задач урока и задач группы.
VI. Организация домашнего задания. (1 мин.)
Учитель сообщает домашнее задание.
Домашнее задание дифференцированно по уровню сложности, в зависимости от способностей, а также желания самого ученика. Для организации домашнего задания могут быть использованы оставшиеся не решенными ключевые задачи и задания для самостоятельного решения.
Так, например, опираясь на таксономии Блума и Карпинчика, оно может выглядеть следующим образом:
А) задачи для самостоятельного решения №2, №3 (см. список задач в документе Microsoft Word на слайде 13);
В) ключевые задачи №4, №5;
С) задачи для самостоятельного решения №6, №7.
Записывают домашнее задание в соответствие со своим уровнем притязаний, уточняют неясности. Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.  Используемый дифференцированный подход к выполнению домашнего задания побуждает учеников к рефлексии.

Литература:

  1. Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с решениями. Учебное пособие. – Харьков-Москва, 1995. – 592 с.
  2. Городские олимпиады по физике г. Нижнего Новгорода. 2004-2008 гг. Сборник задач. – Н.Новгород: Институт прикладной физики РАН, 2009. – 52 с.
  3. Подлесный Д.В. Анализ давления на дно сосуда в задачах гидростатики. // Потенциал, №10, 2005. – С. 42-45
  4. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – М.: ВАКО, 2004. –240 с.
  5. Черноуцан А. Гидростатика в стакане. // Квант, №3, 2008. – С. 47-50.
  6. Чивилёв В.И. Олимпиада «Физтех-2005». // Потенциал, №5, 2005. – С. 59-61.