Цели:
- Формирование выразительного чтения, умения различать разные жанры устного народного творчества, знать для чего они используются.
- Развитие памяти, речи, воображения.
- Воспитание интереса к устному народному творчеству, любви к чтению.
Задачи: показать практическое использование малых жанров устного народного творчества для проведения обобщающих уроков и в работе театрального кружка.
Оборудование: Сундучок, фонограмма песни «Коробейники», магнитофон, русские народные костюмы для детей.
Ход мероприятия
(Звучит музыка «Коробейники». Входят в класс скоморохи с сундучком.)
1 скоморох:
Там где радость и потеха
Скоморохи не помеха.
Припасли и мы для всех
Прибаутки, шутки, смех.
А я (учитель) сегодня буду играть роль бабушки, а имя моё Забавушка. Как вы думаете, что означает оно? (Забавляться – развлекаться) Но мы не только будем играть, но и многое повторим. Скоморохи принесли сундучок. Посмотрим, что же в нём? (Скоморох достаёт табличку «скороговорки».)
(Слайд 3)
I. Скороговорка учит чистоте произношения. В ней повторяются трудные звуки.
2 скоморох:
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки.
Дети рассказывают скороговорку про Егорку.
-
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…. -
Расскажите про покупки
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.
1 скоморох:
Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесёт
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.
II. А сейчас мы будем соревноваться командами, на скорость произносить скороговорки.
(Разделить на 2 команды)
Учитель засекает время для первой команды. Каждый участник произносит 3 раза скороговорку, потом для 2 команды. Та команда, которая быстрее произнесёт побеждает.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Проворонила ворона воронёнка.
- У ёлки иголки колки.
III. А теперь конкурс скороговорщиков «Я победитель!»
Каждый ученик команды по цепочке произносит скороговорки. Они не должны повторяться. Выигрывает тот, кто произнесёт больше скороговорок.
IV. Посмотрим, что ещё в сундучке. Бабушка вынимает табличку со словом потешки.
Потешки – учат ребёнка жестам, навыкам.
(Слайд 4)
-
Водичка, водичка
Умой моё личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щёчки краснели
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок. -
Гуси, гуси
Га-га-га
Пить хотите?
Да, да, да!
Гуси, гуси! Вот вода
Га-га-га! Га-га-га!
Группа рассказывает потешку «Ладушки»
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
V. Так как я ещё веду театральный кружок «Малышок» детям нравится показывать сценки.
Мы их вам покажем. Вот и следующая табличка. Считалки.
(Слайд 5)
Считалка – помогает весело распределять роли в игре.
Вот мы и посчитаемся. Кто же первый будет показывать свою побасёнку?
Аты-баты
Шли солдаты
Аты-баты
на базар
Аты-баты
Что купили
Аты-баты
Самовар!
Слайд 6
VI. Побасёнка – высмеивает плохие черты характера или показывает остроумие героя.
Федул, что губу надул?
Кафтан прожёг,
Можно зашить!
Да иглы нет.
А велика ли дыра-то?
Один ворот остался.
Братцы, братцы! Я медведя поймал.
Так веди его сюда.
Да он не идёт.
Ну, так сам иди!
Да он держит меня! Ай!
Ты пирог съел?
Нет! Не я!
А вкусный был?
Очень…
Здорово, кума, на рынке была,
никак глуха кума!
Купила курицу и петуха.
Прощай кума!
Пять алтын дала.
VII. Ну а сейчас узнаем ещё об одном жанре устного народного творчества.
Сценка «Небылицы в лицах»
– Здорово, Никодим!
– Здорово, Егор! Откуда идёшь?
– С Кудыкиных гор.
А как у Вас Егор поживают?
На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади наши с усами,
Бегают в подполье за мышами.
– Да это же кошки.
– Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде.
Летают везде.
прилетели во двор,
Завели разговор: «Кра! Кар!»
– Да ведь это же вороны!
– Мухомор тебе варёный!
Наша- то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток ,
Белым пятнышком хвосток.
– Да ведь это же зайчишка!
– В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимой в лютый мороз
Серый зайчище барана унёс!
– Да ведь это же волк!
– По лбу тебе щёлк!
Слайд 7
VIII. Команды отгадывают загадки.
Спереди – пятачок
Сзади – крючок
Посередине спинка
На спинке щетинка (свинья)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
И с собою унесла.
Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым
А загудит его мотор –
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Гладит всё, чего касается
А дотронешься кусается. (Утюг)
Сам деревянный
А голова железная
(молоток)
В брюхе – баня
В носу – решето,
На голове – пупок
Всего одна рука
И та на спине (чайник)
Понравилось в гостях у бабушки Забавушки? Давайте вспомним, какие жанры устного народного творчества мы сумели повторить по этой теме?
Слайд 8
Итог.
IX. Тест по устному народному творчеству.
Определите, к какому жанру относятся строчки.
-
От топота копыт пыль по полю летит
-
Конь ретивый долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой
Кто коня того поймает,
Снами в салочки играет -
Потягушки, потягушки
Роток – говоронюшка
Руки – хватунюшки.
Ноги – ходунюшки. -
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала.
Да не выболтала. -
Из-за леса из-за гор
Ехал дедушка Егор
Он на пегой телеге
На скрипучей лошади. -
Катилось яблоко мимо сада
Мимо сада, мимо града
Кто поймает, то и выйдет. -
Пять чуланов, одна дверь.
-
Кончил дело – гуляй смело.