Цели урока:
- систематизировать и обобщить материал по теме: «Природные зоны России» и «Множества. Работа с текстом»;
- закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; о текстовом редакторе WordPad и по редактированию текста;
- продемонстрировать межпредметные связи окружающего мира и информатики.
Задачи урока:
- развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
- развивать умение лаконично и чётко излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения;
- показать возможности использования компьютера как инструмента практической, учебной и поисковой деятельности человека;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: интегрированный информатика+окружающий мир.
Возраст учащихся: 4 класс.
Программное обеспечение: Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 4 класс, Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 4 класс.
Средства обучения: компьютеры, ИД Smart Board, мультимедийный проектор, магнитная лента, карточки с заданием, таблички природных зон России.
Приложения к уроку: Приложение 1 (сопровождение к уроку созданное в ИД Smart Board). Презентация (сопровождение к уроку в приложении Power Point).
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная работа,
- межпредметная творческая работа,
- работа в группах,
- индивидуальная работа на ПК,
- самоконтроль,
- взаимоконтроль.
Межпредметные связи: информатика + окружающий мир + технология.
План урока:
- Орг.момент.
- Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
- Актуализация знаний.
- Применение полученных ранее знаний.
- Физминутка.
- Применение полученных ранее знаний.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, информатики и окружающего мира, поэтому он продолжится немного больше обычного. Посмотрите на доску и скажите тему нашего урока. (рис. 1). (Слайд 2)
Рис. 1
Постановка учебных задач.
Учитель начальных классов:
– Кто попробует определить учебную задачу сегодняшнего урока? (ответы детей ).
– Да, мы с вами должны повторить природные зоны России, используя знания и умения, которые вы получили на уроках информатики.
Актуализация знаний.
Учитель начальных классов:
– Посмотрите на карту (рис. 2) (Слайд 2, 2 кадр) и скажите:
Рис. 2
– Чем обусловлено наличие разнообразных зон в нашей стране?
– Сколько основных природных зон имеет Россия?
– Назовите самую большую по площади природную зону и отметьте её на магнитной ленте.
– На какие части делится зона лесов?
– Назовите самую маленькую природную зону. (отмечают на магнитной ленте)
– Определите по описанию природную зону. (рис. 3, рис. 5, рис. 7, рис. 9, после выполнения задания – рис. 4, рис. 6, рис. 8, рис. 10). (Слайды 3-6 . Отгадка отрывается в каждом слайде 2 кадром)
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
– В какой природной зоне живём мы с вами?
Применение полученных ранее знаний.
– Следующий этап работы – работа по группам. Вам необходимо составить цепи питания из перечисленных животных и растений по зонам. (рис. 11) (Слайд 7, проверка – 2 кадр)
- 1 группа. Арктика.
- 2 группа. Тундра.
- 3 группа. Степь.
- 4 группа. Пустыня.
Составление цепей питания у доски путём «перетаскивания» объектов.
Рис. 11
Рис. 12
Проверка (рис. 12).
Учитель информатики:
– Вспомним множества. Какие множества изображены на схеме? (рис. 13) Переместите номера названий растений в фигуры.
После завершения работы учеников у доски, учитель проявляет белый прямоугольник с верными ответами. (рис. 14) (Слайд 8, проверка – 2 кадр)
Рис. 13
Рис. 14
– Закрась часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным. (рис.15, рис.16 – после выполнения задания) (Слайд 9. Мышью щёлкнуть на ту часть схемы, которую необходимо закрасить)
Рис. 15
Рис. 16
Размести все названия на схеме. (рис.17, рис.18 – после выполнения задания)
(Слайд 10. Мышью навести и щёлкнуть на название)
Рис. 17
Рис. 18
Открывается закладка § (рис. 18).
Учитель начальных классов:
– Расселите животных и растения по их зонам обитания. (рис. 19, рис.20)
(Слайды 11-12. Мышью выбрать квадратик соответствующий цвету зоны)
Рис. 19
Рис. 20
Физминутка.
(Рис. 21). На вкладке ♪ звуки леса. (Слайд 13)
Рис. 21
Фронтальная работа в классе
Учитель информатики:
– А теперь вспомним, что такое текстовый редактор?
– С каким текстовым редактором мы с вами познакомились?
– Как его открыть? (демонстрация ученика у доски )
– Назовите элементы интерфейса приложения WordPad.
– Как выделить слово, фрагмент?
– Клавиша удаления справа от курсора?
– Клавиша удаления слева от курсора?
– Скажите алгоритм копирования и вставки.
– Молодцы! А теперь перейдём к практической части, но сначала вспомним правила ТБ.
(ответы детей и занимают места за ПК).
– Запустите WordPad.
– Выполняют вместе с учителем:
Файл – Открыть – Мои документы – 4 класс – Вставка. Приложение 2
Индивидуальная работа
– Причитайте текст и вставьте пропущенные слова, используя при этом слова для справок и инструкцию по выполнению практической работы.
Вставка: (Слайд 14)
Прочитайте текст. Заполните пропуски.
1. … лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. 2. … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. 3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … . 4. Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. 5. От вездеходов и тракторов нарушается …
Слова для справок: Вырубка, Загрязнению, Орошение, Распахивание, Поверхность почвы.
Инструкция по выполнению практической работы:
- В словах для справок выбрать нужное слово и его выделить.
- Скопировать выделенное слово любым способом.
- Установить курсор на место пропущенного слова.
- Вставьте скопированное слово любым способом.
- Удалите лишние символы.
– Проверка задания. Экологическая проблема какой зоны затронута в предложении.
(1. Вырубка, зона лесов. 2. Распахивание, степь. 3. Загрязнению, арктика, субтропики. 4. Орошение, пустыня. 5. Поверхность почвы, тундра. )
– Молодцы!
– Закройте WordPad без сохранения.
Учитель начальных классов:
– Что объединяет этих животных? (рис. 22). (Слайд 15)
– Ответы детей. (рис. 23) (Слайд 15, 2 кадр и 3 кадр)
Рис. 22
Рис. 23
Поиск информации.
Учитель информатики:
– Ребята, у вас у каждого на столе лежит карточка с заданием: найди информацию о животном, занесённом в Красную книгу. Как нам это сделать? (С помощью сети Интернет).
Выполняют вместе с учителем: Пуск – Интернет – Яндекс – Википедия – запрос в поисковой строке.
– Ответы ребят. (животные: Амурский тигр, Белый медведь, Дрофа, Гюрза, Леопард ).
Итог урока. Оценки.
Учитель информатики:
– Наш урок подошёл к концу.
– С помощью фраз-подсказок (рис. 24) (Слайд 16) оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
Рис. 24
– Вы, ребята, были сегодня молодцы. Нам понравилось, как вы работали на уроке.
– Всем спасибо, до свидания. Желаем успеха.
Литература:
- Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 4 класс.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 4 класс.
- Сайт «Я иду на урок начальной школы»: www.1sept.ru
- Сетевое объединение методистов. www.rusedu.ru
- Учительский портал. www.uchportal.ru
- www.openklass.ru
- www.wikipedia.ru
- www.pedsovet.su
- Галкина И.А. Тренажёр «Природные зоны России».