Цель:
- повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные в начальной школе;
- правильно писать слова с изученными орфограммами и обосновывать их написание;
- быть внимательными к значению слова, его составу;
- формировать орфографическую зоркость и интерес к языку, испытывая потребность в его изучении.
Оборудование: сигнальные карточки, карта «Страна Лингвистика», светофор; ведущие – астролог, экскурсовод, мэр, вирусы.
Ход урока
I. Оргмомент.
(Дети входят в класс под музыку на мотив песни «Улыбка»)
а) Песня «Улыбка»
Каждый наш урок как происшествие,
Нам на радость всем оно дано.
Ждут нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно.
Припев
Вместе мы, вместе мы
На уроке сидим.
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности
И в сторону Знания –
Там побывать хотят
Все мои друзья.
б) – Молодцы, ребята! Мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну Лингвистика. Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.
II. Словарная работа.
– Нам во время путешествия понадобятся вот эти слова (на доске).
Вспомним их написание.
Пут…шествие, м…ршрут, в…лос…пед, к…рабль, п…сс…ж…ры, б…лет, м…рфема. (выходят к доске пишут букву и объясняют орфографию.).
– С заданием справились и можем смело отправляться в путь.
III. Появляется астролог.
Астролог:
– Ребята, остановитесь! Куда вы? А вдруг впереди вас ждут опасности? Может, лучше не рисковать и остаться дома? Не хотите? Нет? Но тогда я предскажу вам по звёздам, каким будет путешествие.
– Поднимите руки, кто родился под знаком Козерога, Водолея и Рыбы? Вам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как вас могут подвести нетвёрдые знания.
– А кто у нас Овны и Тельцы? Вы в области Словообразования должны оказать уважение всем частям слова.
– А теперь мне хочется взглянуть на Близнецов, Раков, Львов и Дев. – Какие умные дети! Так вот, вы в районе моря Грамотеев можете заразиться опасной болезнью ошибейкой.
– Но, а теперь покажитесь Весы, Скорпионы и Стрельцы. Какие вы сильные. Вам нужно беречь силы для прохождения района Орфография, где вас может поразить орфографический вирус.
В целом, путешествие благоприятно подействует на знания учащихся.
IV. Орфографическая минутка.
– Как видите, опасности будут, но мы их преодолеем! Ребята, через океан мы должны отправиться на каком – то транспорте, но прежде отгадаем загадку:
Лежит птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.
(Самолёт)
– Да, через океан мы полетим на самолёте. Но в самом слове тоже спрятались орфограммы (Объясните правописание слова самолёт). Чтобы полёт наш был успешным, нам надо отредактировать приветственное обращение авиакомпании.
– Что значит отредактировать?
– А что обозначает слово авиакомпания?
Итак, за работу.
Уважаемые п…ссаж…ры!
Вы находитесь (на) борту ск…рос…ного лайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время полёта.
Сч…с…ливого пути и мл…кой п…са…ки.
(раздаю на ряд по листочку, дети в группах исправляют ошибки, потом один ученик выходит от команды к доске и все проверяют по очереди, спрашивает товарищей.)
V. Путешествие по области Словообразования.
– Молодцы! Перелёт завершён. (прикрепл. самолёт на область Словообразования г. Частисловск.) и нас встречает очаровательный экскурсовод в области Словообразование.
Экскурсовод: Ваш самолёт произвёл посадку в городе Частиловске – столице области Словообразования. Жители области – Частисловска. Они живут в разных районах: Приставок, Суфиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка.
Законы в области очень строгие: за ошибку в корне – штраф, за ошибку в приставке и суффиксе – арест, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни рыбы, ни дичи, ни ягод, ни грибов.
Поэтому туристам надо напомнить некоторые правила… Не надо? Вы их занете? А мы сейчас проверим.
– На доске задание: вставить орфограммы в корне слов, подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение (слова на доске)
Уд…вительная() страна, прил…теть() самолётом, укр…тить ()зверя, сож…леть () о проступке, заст….клить ()рамы, п…лезный () урок, голубая в…да(), м…рской () путь.
(взаимопроверка тетрадей)
– Какое правило помогло справиться с заданием?
– А сейчас послушаем стихи Кати и Тани и скажите, в каких словах спрятались разделительные друзья.
Есть друзья, такая птица:
если сядет на страницу
очень рада буду я,
а со мною вся семья.
Всех быстрей я кашу съем,
ведь мне скоро будет семь.
– Когда пишется Ъ? Ь разд. знак?
– В каких морфемах встречается эта орфограмма (в приставке, в корне).
– Приготовьте сигнальные карточки, послушайте слова и поднимите соответствующие карточки.
Подъём, льёт, объём, объявление, соловьи, деревья, съям, пьёте, съедобный, колья.
Молодцы!
– А сейчас запишите 1 вар. – 3 слова – Ъ, 2 вар. – Ь.
(коллективная проверка)
– Придумайте ещё по два слова на эту орфограмму и запишите.
– Дети и с этим заданием вы справились.
VI. Район Орфография.
– Далее наш путь проходит через район Орфографии. Но здесь свирепствует орфографические вирусы, они очень опасны.
(выбегают 3 мальчика вируса)
Вы вплену теперь у нас.
Целый класс! Целый класс!
Мы вирусы свиркпые, мы вирусы опасные.
Правило услышите и букву напишите.
(дети встают и прогоняют их)
– Вот такие вирусы, но мы их не будем бояться
Ребята, а как вы – понимаете слово вирус?
– Ребята, а к какой части речи относится слово вирус? (сущ.)
– Составте предложение со словом вирус в предложном падеже.
(Об опасном вирусе ребята рассказали стихи.).
– Какое окончание в слове вирус? (е)
Почему? (это сущ. 2скл., а у сущ. 2 скл. П.п. оконч.: - е -).
– Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного? (склонение и падеж).
– Я сейчас буду диктовать вам словосочетание, а вы показывать на сигн. картинках падеж, скл., окончание.(1 ряд показывает - падеж, 2 ряд – окончание, 3 ряд – склонение)
Приехал на машине (1, П.п.), отдыхает у речки (1, Р.п.), идёт по дороге (1, Д.п.), решает в тетради (3, П.п.), стоит около кроватки (1, Р.п.), шли к поляне (1, Д.п.), о тёмной ночи (3, П.п.).
Молодцы!
VII. Область «Морфология».
– Наше путешествие продолжается. Следующая область – Морфология. Туда мы поедем, а на чём?
Слушаем загадку:
Этот конь не ест овёса
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)
– Итак, в область Морфологии мы едем на велосипедах. Но чтобы их получить, надо выполнить задание на внимание и смекалку.
Игра «Собери слово»
- Найти прилагательное, взять у него приставку. Это был беспокойный малыш.
- Из глагола взять корень. Матросы не страшатся шторма.
- Добавить суффикс прилагательного отважный.
- Добавить окончание прилагательного. Смелый моряк отправился в путь.
(Получилось слово «бесстрашный»)
– Как понимаете это слово? (храбрый, не испытывает страх)
Молодцы! Возьмём велосипеды, и двинемся в нужном направлении.(прикрепляем на карту велосипед)
VIII. Физминутка.
Не хожу, а качусь,
Не кручу, а кручусь.
Жмите крепче на педали
Ура! Пешеходов обогнали!
С ветерком помчу-поеду,
По асфальту, по паркету
Зелёный свет – велосипеду!
IX. Путешествие по области «Морфология».
– Вот мы и добрались до места.
– Ребята, а кто живёт в области Морфология? (части речи).
– Как определить часть речи? (по вопросу и значению)
– Определите часть речи по следующим признакам:
а) относится к одному из трёх родов, изменяется по числам и падежам (сущ.);
б) изменяется по родам, числам, падежам (прилаг.);
в) спрягается (глагол).
– А сейчас вопросы на сообразительность:
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я – мы)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты)
Молодцы!
– Ой, ребята, посмотрите! Какая честь! Нас встречает сам мэр – господин ГЛАГОЛ.
Мэр: Добро пожаловать в столицу области – город Морфобург! Мы приготовили для вас интересную программу. Надеюсь, что пребывание здесь будет для вас полезным и приятным. Удачи, друзья!
– Друзья, порадуем гостеприимного мэра хорошими знаниями. Посмотрим, что здесь для нас приготовили?
Загадку!
Два братца друг на друга глядят?ся, а вместе не сойдут?ся. (пол и потолок)
Свернёш? клин, развернёш? – блин. (зонт)
– Что это за отгадки?
– К какой части речи относятся эти слова? Назовите эти слова.
– Нужно ли писать мягкий знак в этих глаголах? Почему?
Мэр: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний личных глаголов? (Спряжение.) Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в н.ф.) Назовите окончание глаголов 1-го спряжения; 2 -го спряжения.
I спр. | II спр. |
-ошь -ешь | -ишь |
-ет -ёт | -ит |
-ем -ём | -им |
-ете -ёте | -ите |
-ут -ют | -ат -ят |
Мэр: Спасибо, ребята!
– Вы, молодцы. Но нам надо возвращаться домой, в родную школу, в родные дома.
– Как бы это сделать побыстрее?
Мэр: Пусть ребята из данных слов составят предложения. Если они сделают это правильно, я помогу вам попасть домой побыстрее.
Задание по рядам: Составить правильно предложение
1 ряд. – Плавать, море, нравится, по, нам.
2 ряд. – Корабль, на, идут, юг.
3 ряд. – Нас, дома, мама, ждут.
– Объясните орфограммы в окончаниях глаголов.
Мэр: Грамотные у вас ученики.
– А теперь закройте глаза. И откройте их на счёт 1, 2, 3.
– Вот мы и дома. Наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам?
Почему?
X. Итог урока
(подводят ученики)
Ну что ж, ребята, в добрый час!
Дорога дальняя у нас.
Держаться за руки мы будем
И счастья на земле добудем.
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке).