Урок окружающего мира в 4-м классе "В пустыне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с природной зоной пустынь, их растительным и животным миром.
  2. Показать особенности деятельности человека в пустыне. Установить связи между трудом людей и природными условиями пустынь.
  3. Выявить причины расширения границ пустынь на Земле.
  4. Учить детей сравнению, анализу, обобщению.
  5. Развивать умение работать с дополнительной литературой, географической картой.
  6. Воспитывать ответственное отношение к природе.

I. Организация класса.

-Сегодня мы вновь отправимся в поход за новым, интересным, неизведанным, нас ждёт много открытий. Я уверена, всё у вас получится. Желаю вам успехов и хорошего настроения!

II. Сообщение темы, целей.

-На прошлом уроке мы познакомились с природной зоной степей, её животным и растительным миром. А сегодня я предлагаю вам отправиться в научную экспедицию в пустыни Средней Азии -Каракумы и Кызылкум /карта/. Хотите?

Цели нашей экспедиции: в результате научных исследований сформировать представление о природной зоне пустынь, её растительном и животном мире, о деятельности людей, проживающих в этой природной зоне.

III. Повторение пройденного материала.

-Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, в какой природной зоне мы живём?

-Как называется промежуточная зона между лесом и степью?

-Каковы характерные признаки степей?

-Каков растительный и животный мир степей?

-Какие экологические проблемы появились в степи за последние десятилетия?

IV. Изучение нового материала.

-Итак, готовимся к нашей экспедиции. /Слайд 1/.

Что мы возьмём с собой в дорогу? /Карты, компас, термометры, справочную литературу, запасы воды, соответствующую одежду, продукты/.

-На каком виде транспорта мы отправимся? / Слайд 2/.

Итак, через несколько минут мы войдём в самолёт, который возьмёт курс на юго-восток /показываю маршрут по карте, на ней флажками отмечены объекты «Ставрополь», «Каракумы»/. Справа от нас останутся заснеженные вершины Кавказских гор, под нами будут плескаться воды Каспийского моря, а затем под крылом самолёта замелькает безбрежный жёлтый океан песков.

И вот мы в уютном салоне воздушного лайнера. За стёклами иллюминаторов остаётся пышная природа Ставропольского края /слайд 3/,а здесь нас встречает гостеприимная хозяйка-бортпроводница Марина Зорина./Девочка в костюме бортпроводницы, с микрофоном в руке/.

Бортпроводница.- Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж приветствуют вас на борту самолёта ТУ-154,выполняющего рейс «Ставрополь-пустыня Каракумы».Чтобы наш полёт был более приятным, я предлагаю вам послушать музыку./Звучит грамзапись. Можно предложить произведение Дюка Элингтона «Караван в пустыне»/.

На фоне музыки девочка продолжает:

-Несколько слов о месте, в которое вы направляетесь. Известный кинорежиссёр Роман Кармен, побывав однажды в Каракумах, оставил такие впечатления: «Тому, кто не был в пустыне, трудно представить, что можно тосковать по ней. Люди не верят, что знойная пустыня ,где однажды побывал человек, зовёт и манит его. Не верят, что можно мечтать о пустыне, с волнением вспоминать о ней.- Ведь она так однообразна! Зной, безводье и кругом только пески! - так скажет человек, никогда не бывавший в пустыне. И трудно разубедить его. Нужно побывать в ней, чтобы увидеть её красу и многообразие, почувствовать притягательную силу, ощутить прелесть ночёвок под сверкающим куполом каракумского неба, когда на смену знойному дню приходит освежающая ночная прохлада; познать радость приближения к долгожданному колодцу и испытать преданность друга, разделившего с тобой последнюю каплю воды».

Через несколько минут вы ступите на раскалённый песок пустыни Каракумы. Температура воздуха +50 градусов. Командир корабля и экипаж прощаются с вами и желают вам успехов в ваших исследованиях!

Учитель.- Мы не ослышались. Самолёт перенёс нас не только в пространстве, но и во времени, и мы оказались в пустыне жарким июльским днём. Горячим дыханием встречают нас Каракумы /слайды 4, 5, 6/. Зноем пышет на нас с песчаных холмов — барханов. Горячий ветер сушит лицо, и хочется пить. Хватит ли у вас мужества, чтобы не покинуть пустыню, работать в ней, исследовать её?

Как видим, поверхность пустыни равнинная, с валами песка – барханами. Высота барханов может достигать нескольких десятков метров. Посмотрите на карту и скажите, где находится пустыня, в которой мы оказались? Да, мы сегодня будем говорить о пустыне Каракумы, которая находится между Каспийским морем и рекой Амударья, и пустыне Кызылкум, которая находится между реками Амударья и Сырдарья. Сейчас это страны Туркменистан и Казахстан, поэтому нам пришлось пересечь границу России. Сейчас лето, температура земли может достигать +70 градусов. Но зимы по сравнению с летом суровые. Температура может опуститься до -12 градусов. Посмотрите на карту и скажите, чем обусловлены такое жаркое лето и холодная зима? /Ответы детей/. Действительно, климат пустынь связан с их расположением. Так как пустыни расположены ближе к экватору, лучи солнца здесь падают прямо и освещают, а значит нагревают поверхность земли дольше, чем в других природных зонах. Ровная поверхность не задерживает зимой холодные арктические ветры, поэтому зимы здесь холодные. А из-за высоких гор сюда не проникают сырые ветры с Индийского океана. Поэтому летом крайне редко идут дожди.

А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 группы: одна группа – ботаники, другая- зоологи.Перед вами гербарии, карты, иллюстрации, книги. Вам необходимо собрать материал о животном и растительном мире пустынь и поделиться своими впечатлениями с коллегами. Работа в группах с использованием дополнительного материала.

Как видим, в пустыне совсем не пусто. Она населена живыми существами, приспособленными к её суровым условиям. А сейчас настало время познакомиться с людьми, которые постоянно живут в этих условиях. О том, как живут здесь люди, чем занимаются, мы увидим сами.

Итак, если мы продолжим путь по пустыне, то обязательно придём к жилью человека. С древних времён в азиатских пустынях живут люди разных национальностей: киргизы, казахи, узбеки, таджики, туркмены.Мужественные люди песков живут здесь в постоянной борьбе с безжалостной знойной стихией. Пустыня была и остаётся трудной природной средой для жизни человека, который на себе испытывает незащищённость от палящего летом солнца, от зимней стужи, от пыльных бурь. Но тем не менее люди с давних времён осваивают пустыни.

Главным занятием коренных жителей было и остаётся, как вы сами видите, скотоводство. /Слайды 7, 8/. На огромных пастбищах пасутся стада овец, коз, лошадей, верблюдов. Большое место в народном хозяйстве занимает овцеводство. Именно в этих краях выведена знаменитая порода каракульской овцы, которая даёт известный на весь мир мех каракуль. Выгодное занятие-разведение верблюдов /слайд 9/. Сегодня верблюд утратил своё значение основного перевозчика грузов в пустыне, но польза от него по-прежнему велика: он даёт человеку шерсть, жир, мясо. Верблюдица 18 месяцев даёт вкусное, жирное, питательное молоко, из которого готовят целебный напиток-чал. Причём, верблюду не нужно заготавливать корм и строить загоны: корм он добывает себе круглый год сам и живёт под открытым небом.

А сейчас мы подошли к удивительному месту /слайд 10/. Я смотрю и глазам своим не верю. В каком красивом месте мы с вами оказались! Опишите его. Подумайте и скажите, как человеку удалось превратить песчаные равнины в такое поистине райское место- настоящий оазис. /Определение значения слова/. /С помощью орошения/.

-Правильно. Здесь, в Ср.Азии есть очень высокие горы -Тянь-Шань и Памир /карта/. При таянии ледников шумные ручейки, сбегая вниз с огромной скоростью, сливаясь, образуют реки. Самые большие -Амударья и Сырдарья -впадают в Аральское море. На реках человек построил водохранилища и от них провёл оросительные каналы в отдалённые уголки пустыни. Древние люди говорили: «Чтобы приручить пустыню, надо напоить её водой». И там, где человек правильно ухаживал за землёй, напоенная водой, она щедро отблагодарила людей богатым урожаем овощей, фруктов, бахчевых культур. Кроме того, здесь появилась возможность выращивать удивительное растение-хлопчатник /слайд 11, показ коробочки хлопк/.

Что человек получает из хлопка?

О хлопке узбеки говорят: «Он любит ногами стоять в воде, а головой быть на солнце». Солнца ему достаточно, а воду дал человек. Кроме того, в пустыне геологи нашли богатые месторождения полезных ископаемых.

Посмотрите в атласы и назовите эти полезные ископаемые./Нефть, газ/. За последние десятилетия облик пустыни значительно изменился. Над пустыней летят самолёты, вертолёты, к поселениям людей проложены железные дороги, автомобильные трассы. В пустыне строятся города, посёлки, в них -дворцы культуры, школы, детские сады. Вот так в пустыне живут и трудятся люди.

V. Минутка отдыха.

Учитель обращает внимание детей на письмо. На нём изображение Барона Мюнхаузена. Дети читают: «Уважаемые исследователи пустыни! На этом самом месте в 1758 году со мной и моим другом Фиппсом произошли невероятные приключения, которые я тотчас описал в рассказе. Но внезапно налетела пыльная буря, и моё сочинение оказалось погребённым в песках. Если вы хотите с ним познакомиться, то ищите его здесь. Оно под вами. Ищите и найдёте! /Дети ищут письмо. Можно его заранее прикрепить под сиденье одного из детских стульев/. Найдя письмо, дети читают: «Это было в каракумских песках. Мы с Фиппсом три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали трёх дней перехода и пали. Поддерживая друг друга и обжигая ноги о раскалённый песок, мы едва добрели до большой реки! Скинув пыльные одежды, мы бросились в воду. Искупавшись и отведав свежей медвежатины, мы укрылись в густой тени саксаула и стали думать, что же делать дальше. Наконец сообразили: построили из саксаула лодку и в ней благополучно достигли ближайшего селения».

-Как вы думаете, это быль или небылица? /Дети отмечают ошибки/.

VI. Продолжение изучения нового материала.

-А сейчас «тревожная» страничка урока. К сожалению, совсем недалеко от того места, где мы с вами находимся, у людей появились серьёзные проблемы. Большая беда нависла над Аральским морем, в которое впадают реки Амударья и Сырдарья. Изучением этой проблемы занимался Лебедев Саша. Он сейчас познакомит вас с ней. /Мальчик рассказывает о причинах гибели Аральского моря, о беде, которая нависла над жителями Приаралья, о том, как идёт работа по спасению региона. /Слайды 12, 13, 14/.

Учитель. -Да, к сожалению, сегодня на нашей планете наблюдается явление, которое не может не волновать всё человечество, -это наступление пустыни на человека, расширение её границ. Учёные подсчитали, что только африканская Сахара /самая большая пустыня мира/ за последние десятилетия поглотила около 650 тысяч квадратных километров земель, ранее используемых в земледелии. Это печальное явление-результат действий человека, связанный с перевыпасом скота на пастбищах, неправильным орошением, истощением почвы, беспорядочным употреблением минеральных удобрений, вырубкой лесов. Люди сегодня стараются остановить это наступление, сажая деревья, правильно ухаживая за землёй.

VII. Подведение итогов урока.

-Вот и пришла пора возвращаться домой. Вот уже за стеклом иллюминаторов родной ставропольский пейзаж. Каждая научная экспедиция подводит итоги. Участникам экспедиции предлагают выступить на радио, телевидении. И у вас появилась такая возможность. Что бы вы рассказали своим землякам?/Рассказы детей/.

-Труд исследователей не остаётся незамеченным в обществе. Вот и сегодня на «отлично» работали... Спасибо за работу!

Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ о нашей экспедиции в пустыню.

Список литературы.

  1. Брякина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Е.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс. М.:ВАКО, 2004.-/Серия «Мастерская учителя»/.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ВАКО,2007.
  3. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: книга для учителя /А.А.Плешаков.- 3-е изд.-М.: Просвещение,2007.
  4. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Мир вокруг нас»:4 класс /Е.М.Тихомирова. -М. :Издательство «Экзамен»,2006г.-/Серия УМК/.
  5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли: Учеб.- метод. пособие. Для учителей начальной школы, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2003.-/Издательская программа «Педагогика нового времени»/.

Презентация.