Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: Понятие о значении ударения.

Задачи:

  • исследовать связь между смысловым значением слова и постановкой ударения;
  • обогащение словаря учащихся, формирование умения правильно выражать свои мысли;
  • развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь и интерес к предмету через элементы игры.

Оборудование: учебная доска, картины с изображением предметов для сравнения, иллюстрации с изображением птиц, учебник

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Рассмотреть рисунки, выполненные дома к отрывку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

На доске выставка работ.

Учитель: Из какой сказки эти иллюстрации?

– Кто автор этой сказки?

– Какие ещё сказки этого автора вы знаете?

Сказки Пушкина можно много раз читать и перечитывать, и всегда найдёшь что-то новое, интересное.

III. Чистописание

Беседа:

На доске: Уу, Дд, Аа, Рр, Ее, Нн, Ии, Ее

Учитель: Мы сегодня с вами тоже побываем в сказке. Мы отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца.

А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.

– Посмотрите, его имя написано на доске.

– Давайте запишем сначала все эти буквы, рядом имя принца. (Проводится минутка чистописания)

Дети пишут в тетрадях (напоминаю о посадке и секреты красивого письма)

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель: Как же зовут принца?

Дети: Ударение

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение. Ваша задача- быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

Дети: Нет.

Учитель: Рассказать?

Учитель: Слушайте.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень на них обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю вас». Слова, конечно, не поверили.

На доске картинки с изображением слов:

ЗАМОК
(ударение на 2 слоге)
ЗАМОК
(ударение на 1 слоге)

Вышел вперёд ЗАМОК (ударение на 2 слоге) и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто чёрточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

Учитель: Как вы думаете, какое теперь слово получилось?

Дети: Замок (ударение на 1 слоге ) (Учитель записывает слово и прикрепляет картинку)

Учитель: А дальше вот что случилось. Вышли вперёд…(Читайте сами)

Дети: Белки (ударение на 2 слоге)

Учитель: Да. «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уже с нами-то Ударение ничего не сделает.»

– Как вы думаете, что произошло?

Дети: Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в БЕЛОК (ударение на 1 слоге)

Учитель: Абсолютно верно.(Прикрепляется картинка и записывается слово)

На доске:

БЕЛКИ
(ударение на 2 слоге)
БЕЛКИ
(ударение на 1 слоге)

Учитель: А теперь попробуйте сами закончить сказку: Вывешиваю картинки парами: СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ)

Дети: Потом вышли СТРЕЛКИ (ударение на 2 слоге) и сказали: « Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя.»

Ударение выслушало их и превратило в СТРЕЛКИ (ударение на 1 слоге). Ударение перешло на первый слог.

Учитель: Молодцы!

Дети: Затем Ударение превратило КРУЖКИ (ударение на 2 слоге) в КРУЖКИ (ударение на 1 слоге).

Наверное, кружки хотели окружить Ударение, вот их и превратило в КРУЖКИ (ударение на 1 слоге).

Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?

Дети: Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.

Учитель: А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?

Дети: Если в слове один слог, то ударение не ставится.

Учитель: Объясните, почему?

Дети: Я думаю, что если слово состоит из одного слога, то, значит, в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда чётко произносится. И Ударение уже не превратит это слово в другое.

Учитель: Ты хотел сказать, что ударение не изменит смысл слова. Молодцы! Очень интересные рассуждения. Какой же вывод сделали слова?

Дети: Ударение может изменить смысл слова.

Учитель: Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задание.

На доске:

  • УХУ
  • ВОРОТ
  • ПИЛИ

Дети: Здесь не ясно, о чём идёт речь, ведь ударения нет.

УХА – суп, ВОРОТА – это, наверное, воротник.

– Нет, это у ВОРОТ.

– ПИЛИ – это значит, что они что-то пили.

– Может быть, это значит пилить?

Учитель: Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу: (Учитель открывает вторую половину доски)

УХУ Мы сегодня ели … .
Комар подлетел к … .
ВОРОТ СОБАКА СИДИТ У … .
У РУБАХИ ВЫШИТ … .
ПИЛИ ДЕТИ … МОЛОКО.
… БРЕВНО РОВНО.

Дети: Теперь всё понятно. По предложению можно понять, о чём идёт речь.

Учитель: Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про ударение. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется УДАРНЫМ.

– Как вы думаете, как называется слог, на который не падает ударение?

Дети: Неударный, потому что нет ударения.

Учитель: Почти отгадали. Он называется БЕЗУДАРНЫЙ. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает … (гласный) звук.

Учитель: Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает вам ещё задания. Справитесь?

Дети: Да!

Учитель: Но сначала нам нужно немного размяться.

МИНУТКА БОДРОСТИ (Физминутка)

На доске: СТО СОРОК (ударение на 2 слоге) И СТО СОРОК (ударение на 2 слоге) БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК (ударение на 1 слоге)

Учитель: Читайте и думайте, верно ли это?

Дети: Нет. Сто сорок и сто сорок не будет двести сорок (ударение на 1 слоге).

Сто сорок (ударение на 2 слоге) и ещё сто сорок (ударение на 2 слоге) будет двести сорок (ударение на 2 слоге).

Учитель: Замечательно, вы справились с этим испытанием. Запишите это предложение к себе в тетрадь и поставьте в словах ударение.

Дети пишут: Сто сорок (ударение на 2 слоге) и сто сорок (ударение на 2 слоге) будет двести сорок(ударение на 2 слоге).

Проверка. Один ученик выходит к доске, ставит ударение в словах. Остальные проверяют, так ли они выполнили.

V. Словарная работа

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на предложение. Нет ли здесь знакомого вам слова?

Дети: СОРОКА – словарное слово.

Учитель: Какие ещё словарные слова, обозначающие птиц вы знаете? (ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ)

Запишите эти слова на следующей строчке, поставьте знак ударения.

В тетради: СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ

Учитель: Посмотрите внимательно, нет ли среди этих слов ЛИШНЕГО? Чем различаются?

Дети: Петух – домашняя птица. Сорока и воробей живут в лесу, прилетают в город:

VI. Работа с учебником.

Учитель: Ещё с одной птицей мы познакомились на с. 60 учебника (упр. 146)

– Прочитайте предложение. О каком пернатом госте идёт речь? (О СКВОРЦЕ)

– Рассмотрите рисунок, как выглядит эта птица. (Рассказ учителя о СКВОРЦЕ)

Скворцы – статные, бойкие птицы. Прилетают к нам в конце зимы и сразу начинают трудиться. Ведь не так-то просто выжить в слякотную дождливую погоду! В апреле скворец находит себе подружку, и они вместе выбирают себе будку и вьют в ней простое гнездо для будущих птенцов. Бывает их обычно 5-7. Хорошо ещё, что скворец – птица неприхотливая, а то вряд ли бы ему удалось прокормить такую большую семью. Ест он всевозможных насекомых, червей, слизняков и в этот период времени нам очень полезен. Но положение меняется, как только начинают созревать вишни, виноград, прочие ягоды. Тут от скворцов сплошные убытки, и садоводы и виноделы с трудом защищают от него урожай фруктов.
К осени скворцы начинают собираться в большие стаи, спят по ночам в камышах и в октябре отправляются в дорогу, в южную Европу или за море.

Учитель: Как вы понимаете «Идёт весна»? (Как живое существо), «Весна красна, ясна»? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

Запишите эти предложения. Поставьте над словами ударение.

VII. Подведение итогов.

Учитель: На какие буквы падает всегда ударение?

Дети: На гласные.

Учитель: Сколько может быть ударений в слове? Как называется эта гласная, на которую падает ударение? А на которую не падает?

Дети: Ударная и безударная.

Учитель: На какие гласные нужно будет обращать особое внимание при списывании?

Учитель: Великолепно! И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.

ХЛОПОК
(ударение на 1 слоге)
ПАРЫ
ПОЛЯ
ПОЛКИ
СТОИТ
ПЛАЧУ
ХЛОПОК
(ударение на 2 слоге)

VIII. Вывод:

Что же это за секреты ударения?

– Ударение ставится, если в слове несколько слогов.

– Буква Ё всегда ударная.

– Любая буква гласного звука может быть под ударением.

– Слоги бывают ударные и безударные.

– Ударение может изменить смысл слова. От ударения зависит смысл слова.

IX. Домашнее задание:

Найдите слова, в которых ударение может изменить смысл слова, напишите их.