Цель: Понятие о значении ударения.
Задачи:
- исследовать связь между смысловым значением слова и постановкой ударения;
- обогащение словаря учащихся, формирование умения правильно выражать свои мысли;
- развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать любовь и интерес к предмету через элементы игры.
Оборудование: учебная доска, картины с изображением предметов для сравнения, иллюстрации с изображением птиц, учебник
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Рассмотреть рисунки, выполненные дома к отрывку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
На доске выставка работ.
Учитель: Из какой сказки эти иллюстрации?
– Кто автор этой сказки?
– Какие ещё сказки этого автора вы знаете?
Сказки Пушкина можно много раз читать и перечитывать, и всегда найдёшь что-то новое, интересное.
III. Чистописание
Беседа:
На доске: Уу, Дд, Аа, Рр, Ее, Нн, Ии, Ее
Учитель: Мы сегодня с вами тоже побываем в сказке. Мы отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца.
А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
– Посмотрите, его имя написано на доске.
– Давайте запишем сначала все эти буквы, рядом имя принца. (Проводится минутка чистописания)
Дети пишут в тетрадях (напоминаю о посадке и секреты красивого письма)
IV. Знакомство с новым материалом
Учитель: Как же зовут принца?
Дети: Ударение
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение. Ваша задача- быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Дети: Нет.
Учитель: Рассказать?
Учитель: Слушайте.
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень на них обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю вас». Слова, конечно, не поверили.
На доске картинки с изображением слов:
ЗАМОК (ударение на 2 слоге) |
ЗАМОК (ударение на 1 слоге) |
Вышел вперёд ЗАМОК (ударение на 2 слоге) и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто чёрточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
Учитель: Как вы думаете, какое теперь слово получилось?
Дети: Замок (ударение на 1 слоге ) (Учитель записывает слово и прикрепляет картинку)
Учитель: А дальше вот что случилось. Вышли вперёд…(Читайте сами)
Дети: Белки (ударение на 2 слоге)
Учитель: Да. «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уже с нами-то Ударение ничего не сделает.»
– Как вы думаете, что произошло?
Дети: Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в БЕЛОК (ударение на 1 слоге)
Учитель: Абсолютно верно.(Прикрепляется картинка и записывается слово)
На доске:
БЕЛКИ (ударение на 2 слоге) |
БЕЛКИ (ударение на 1 слоге) |
Учитель: А теперь попробуйте сами закончить сказку: Вывешиваю картинки парами: СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ)
Дети: Потом вышли СТРЕЛКИ (ударение на 2 слоге) и сказали: « Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя.»
Ударение выслушало их и превратило в СТРЕЛКИ (ударение на 1 слоге). Ударение перешло на первый слог.
Учитель: Молодцы!
Дети: Затем Ударение превратило КРУЖКИ (ударение на 2 слоге) в КРУЖКИ (ударение на 1 слоге).
Наверное, кружки хотели окружить Ударение, вот их и превратило в КРУЖКИ (ударение на 1 слоге).
Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Дети: Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.
Учитель: А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Дети: Если в слове один слог, то ударение не ставится.
Учитель: Объясните, почему?
Дети: Я думаю, что если слово состоит из одного слога, то, значит, в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда чётко произносится. И Ударение уже не превратит это слово в другое.
Учитель: Ты хотел сказать, что ударение не изменит смысл слова. Молодцы! Очень интересные рассуждения. Какой же вывод сделали слова?
Дети: Ударение может изменить смысл слова.
Учитель: Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задание.
На доске:
- УХУ
- ВОРОТ
- ПИЛИ
Дети: Здесь не ясно, о чём идёт речь, ведь ударения нет.
УХА – суп, ВОРОТА – это, наверное, воротник.
– Нет, это у ВОРОТ.
– ПИЛИ – это значит, что они что-то пили.
– Может быть, это значит пилить?
Учитель: Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу: (Учитель открывает вторую половину доски)
УХУ | Мы сегодня ели … . Комар подлетел к … . |
ВОРОТ | СОБАКА СИДИТ У … . У РУБАХИ ВЫШИТ … . |
ПИЛИ | ДЕТИ … МОЛОКО. … БРЕВНО РОВНО. |
Дети: Теперь всё понятно. По предложению можно понять, о чём идёт речь.
Учитель: Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про ударение. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется УДАРНЫМ.
– Как вы думаете, как называется слог, на который не падает ударение?
Дети: Неударный, потому что нет ударения.
Учитель: Почти отгадали. Он называется БЕЗУДАРНЫЙ. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает … (гласный) звук.
Учитель: Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает вам ещё задания. Справитесь?
Дети: Да!
Учитель: Но сначала нам нужно немного размяться.
МИНУТКА БОДРОСТИ (Физминутка)
На доске: СТО СОРОК (ударение на 2 слоге) И СТО СОРОК (ударение на 2 слоге) БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК (ударение на 1 слоге)
Учитель: Читайте и думайте, верно ли это?
Дети: Нет. Сто сорок и сто сорок не будет двести сорок (ударение на 1 слоге).
Сто сорок (ударение на 2 слоге) и ещё сто сорок (ударение на 2 слоге) будет двести сорок (ударение на 2 слоге).
Учитель: Замечательно, вы справились с этим испытанием. Запишите это предложение к себе в тетрадь и поставьте в словах ударение.
Дети пишут: Сто сорок (ударение на 2 слоге) и сто сорок (ударение на 2 слоге) будет двести сорок(ударение на 2 слоге).
Проверка. Один ученик выходит к доске, ставит ударение в словах. Остальные проверяют, так ли они выполнили.
V. Словарная работа
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на предложение. Нет ли здесь знакомого вам слова?
Дети: СОРОКА – словарное слово.
Учитель: Какие ещё словарные слова, обозначающие птиц вы знаете? (ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ)
Запишите эти слова на следующей строчке, поставьте знак ударения.
В тетради: СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ
Учитель: Посмотрите внимательно, нет ли среди этих слов ЛИШНЕГО? Чем различаются?
Дети: Петух – домашняя птица. Сорока и воробей живут в лесу, прилетают в город:
VI. Работа с учебником.
Учитель: Ещё с одной птицей мы познакомились на с. 60 учебника (упр. 146)
– Прочитайте предложение. О каком пернатом госте идёт речь? (О СКВОРЦЕ)
– Рассмотрите рисунок, как выглядит эта птица. (Рассказ учителя о СКВОРЦЕ)
Скворцы – статные, бойкие птицы. Прилетают к нам в конце зимы и сразу начинают трудиться. Ведь не так-то просто выжить в слякотную дождливую погоду! В апреле скворец находит себе подружку, и они вместе выбирают себе будку и вьют в ней простое гнездо для будущих птенцов. Бывает их обычно 5-7. Хорошо ещё, что скворец – птица неприхотливая, а то вряд ли бы ему удалось прокормить такую большую семью. Ест он всевозможных насекомых, червей, слизняков и в этот период времени нам очень полезен. Но положение меняется, как только начинают созревать вишни, виноград, прочие ягоды. Тут от скворцов сплошные убытки, и садоводы и виноделы с трудом защищают от него урожай фруктов.
К осени скворцы начинают собираться в большие стаи, спят по ночам в камышах и в октябре отправляются в дорогу, в южную Европу или за море.
Учитель: Как вы понимаете «Идёт весна»? (Как живое существо), «Весна красна, ясна»? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
Запишите эти предложения. Поставьте над словами ударение.
VII. Подведение итогов.
Учитель: На какие буквы падает всегда ударение?
Дети: На гласные.
Учитель: Сколько может быть ударений в слове? Как называется эта гласная, на которую падает ударение? А на которую не падает?
Дети: Ударная и безударная.
Учитель: На какие гласные нужно будет обращать особое внимание при списывании?
Учитель: Великолепно! И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.
ХЛОПОК (ударение на 1 слоге) ПАРЫ ПОЛЯ ПОЛКИ СТОИТ ПЛАЧУ |
ХЛОПОК (ударение на 2 слоге) |
VIII. Вывод:
Что же это за секреты ударения?
– Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
– Буква Ё всегда ударная.
– Любая буква гласного звука может быть под ударением.
– Слоги бывают ударные и безударные.
– Ударение может изменить смысл слова. От ударения зависит смысл слова.
IX. Домашнее задание:
Найдите слова, в которых ударение может изменить смысл слова, напишите их.